В продавливании Указа Порошенко о военном положении через Раду имеются правовые коллизии

Депутаты Верховной Рады поддержали вчера предложение о введении военного положения в Украине в версии, представленной секретарём СНБО Турчиновым. За решение проголосовали 276 депутатов, 30 депутатов проголосовали против и один воздержался. Согласно принятому решению, военное положение будет действовать в течение 30 дней с 28 ноября по 28 декабря.

Режим военного положения вводится в восьми областях Украины (Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Херсонской), а также во внутренних водах Азовского моря и Керченского пролива. Выступая перед депутатами, Турчинов сообщил, что на период его действия в Украине могут ограничиваться конституционные права и свободы граждан. Согласно его пояснению, такие меры не являются обязательными, но «в случае обострения военной ситуации и усилении агрессии РФ мы должны иметь такой инструмент».

Эта часть документа вызвала у некоторых членов украинского парламента резкую критику. Были высказаны предположения о том, что режим военного положения отодвинет выборы президента на неопределённый срок. В этой связи Верховная Рада отдельным голосованием назначила выборы президента Украины на 31 марта.

Кроме того, ранее украинские эксперты и политики отметили ряд отклонений от конституционных норм при введении особого правового режима в стране. Согласно действующей конституционной норме, заседание Верховной Рады, на утверждение которой президент подаёт подписанный им указ о введении военного положения, проводится в двухдневный срок после подписания и опубликования указа. Президент Порошенко, присутствовавший на экстренном заседании Верховной Рады, с действенными предложениями по введению военного положения не выступал. Он ограничился эскападами против России и многократно настаивал на отложенном характере вводимого по его инициативе правового режима. Документ, который перед его сбивчивым выступлением передал на рассмотрение депутатов секретарь СНБО Турчинов, существенно расходился с содержанием указа президента об условиях места, времени и правовом режиме военного положения, опубликованными за несколько часов до созыва внеочередного заседания Верховной Рады.

Следующая реплика в связи с возникающей правовой коллизией может принадлежать Конституционному Суду Украины. Особенно если учесть, что попытки провести президентский указ через досрочное заседание Рады связаны с конфликтом в Керченском проливе, спровоцированным киевским режимом, по которому в ближайшее время могут открыться новые обстоятельства.