Новое представительство Украины планирует авантюрное переформатирование минского урегулирования

Ближайший план действий украинской стороны в минском процессе был раскрыт и прокомментирован на её персональной фейсбучной странице вице-спикером Верховной Рады и представителем Украины в гуманитарной подгруппе ТКГ Ириной Геращенко. 

В планах украинской делегации в Минске, где сегодня возобновятся переговоры Трехсторонней контактной группы, радикальное переформатирование этой группы из трёх- в двухстороннюю, исключив из неё представителей ОРДЛО (Отдельных районов Донецкой и Луганской областей). Комментарий Геращенко о новом назначении генерала Марчука на должность руководителя украинской подгруппы и о намерении Украины ужесточить свою позицию в переговорах выглядит как плохо подготовленная провокация. Безапелляционность таких заявлений вряд ли уместна для политика, обязанного ответственно относиться к своим полномочиям и достигнутым ранее договорённостям.

Согласно этим договорённостям власти непризнанных республик, которым местное население доверяет решение вопросов своей собственной судьбы, должны стать субъектом политического диалога между украинскими властями и жителями региона, делегирующими свою суверенную волю избранным ими политикам. Первые берут на себя обязательство по федерализации, а, следовательно, переформатированию политико-административного устройства Украины, унитаризм которой привёл к трагической конфронтации регионов страны с кардинально разным культурным укладом и региональной историей. О необходимости этого переформатирования предупреждал в своё время ещё Вячеслав Черновол.

Вторые, согласно минскому регламенту, в присутствие независимых наблюдателей проводят в регионе референдум о степени самоопределения, которая наиболее соответствует предпочтениям его жителей, и по мере готовности украинских властей вести диалог с легитимными органами местного самоуправления, выбранными населением, принимают по итогам референдума окончательное решение, быть или не быть им в составе Украины, и если да – то в каком именно качестве.

Поменьше бы авантюризма и истерик и больше ответственности украинским политикам, которым поручено ведение минских переговоров в новом составе ТКГ – и процесс мог бы сдвинуться в сторону продуктивного диалога и успешного урегулирования этого регионального политического конфликта. Остаётся надеяться, что поведение генерала Марчука не будет таким же непредсказуемым и безапелляционным, как линия, неофициально продемонстрированная представительницей его минской команды.