The Guardian назвал наиболее вероятные сценарии для Венесуэлы

Сможет ли Николас Мадуро удержать власть в своих руках и чем закончится противостояние правительства страны с поддерживаемой Западом оппозицией? На эти вопросы решили ответить британские журналисты.

На сегодняшний день Венесуэла остается в смятении. И Николас Мадуро, и Хуан Гуайдо не хотят уступать друг другу пост президента. Последний при поддержке Вашингтона требует проведения новых выборов.

Британские журналисты считают, что Мадуро, который две недели назад был приведен к присяге на свой второй срок после выборов в 2018 году, имеет небольшую общественную поддержку, но армия заявила о своей верности действующему главе государства.

США заблокировали счета венесуэльской нефтяной компании PDVSA и передал их под контроль лоббируемого ими Хуана Гуайдо. В ответ власти Венесуэлы заморозили банковские счета лидера оппозиции внутри страны и наложили запрет на выезд из страны.

Гуайдо, с другой стороны, продолжает призывать к массовым акциям протеста при поддержке хора западных стран, но практически не контролирует никакие рычаги власти в Венесуэле.

Каковы возможные результаты для латиноамериканской страны с населением около 32 млн человек, их которых около 3 млн уже покинули страну?

Во-первых, Мадуро может удержать власть, но насколько долго? Он уже дважды переживал подобные испытания на прочность. После массовых акций протеста в 2014 году он объявил «войну» лидерам оппозиции, таким как Гуайдо Леопольдо Лопес. Он был арестован и лишен права баллотироваться. На сегодняшний день он все еще находится под домашним арестом.

Новые волнения начались в 2017 году, когда Мадуро решил взять од контроль национальное собрание после того, как оно перешло в руки оппозиции. В ходе массовых протестов более 120 человек погибли и сотни пострадали.

На этот раз на Мадуро направлено беспрецедентное международное давление, но он сохранил поддержку таких союзников, как Россия, Турция, Куба и Китай.

Высшее руководство армии продемонстрировало поддержку своему главнокомандующему, но среди младшего офицерского состава зафиксированы случаи дезертирства. В минувшие выходные военный атташе Венесуэлы в США стал самой высокопоставленной фигурой, которая сменила сторону и примкнула к оппозиции. Аналогичный шаг сделал и венесуэльский консул в Майами.

Во-вторых, Мадуро может потерять власть в результате военного переворота или будет вынужден передать власть оппозиции. В случае военного переворота, страну может охватить клептократия, бесхозяйственность и авторитаризм.

Потенциальны преемником власти со стороны армии является министр обороны Владимир Падрино Лопес, который пользуется авторитетом среди военных, но он открыто подтвердил свою приверженность Мадуро. В случае гражданского переворота к власти может прийти вице-президент Дельси Родригес или ее предшественник Тарек Эль Айссами.

В любом случае такая смена власти не устроит оппозицию, которая сейчас ободрена и настроена на восстановление прозападной «демократии». И если политические варианты будут исчерпаны, существует серьезный риск того, что противники режима прибегнут к открытой вооруженной борьбе.

Третьим потенциальным сценарием может стать война. Мадуро неоднократно назвал причиной проблем в стране результат многолетней империалистической кампании «экономической войны», которую вели США против Каракаса. Это сыграло ему на руку, сплотило его генералов и обеспечило поддержку со стороны армии. Однако сейчас некоторые аналитики опасаются, что ястребы в Вашингтоне могут довести ситуацию в стране до реального вооруженного конфликта.

Венесуэльский кризис вызвал самую большую миграцию в современной истории Латинской Америки, и соседние страны отчаянно нуждаются в скорейшем его урегулировании.

Ранее советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон продемонстрировал журналистам блокнот с надписью «5000 солдат в Колумбию». Именно с территории этой страны Вашингтон может начать военное вторжение в Венесуэлу. Это вызвало опасения, что США всерьез рассматривают такой вариант. Однако этой цифры будет недостаточно. Для примера во вторжении США в Панаму участвовало около 27 000 солдат.

Однако следует учитывать, что любая война, в которой будут участвовать Колумбия и Венесуэла, будет разрушительной. Обе страны имеют сильные военно-воздушные силы, поэтому это будет война с масштабными последствиями для региона.

Автор: Хотгео