Судя по всему, его не желает ни одна из сторон. Однако, как это уже не раз случалось в Персидском заливе, он может вспыхнуть «сам по себе» и совершенно внезапно.
В него, так или иначе, окажутся втянутыми множество государств. Та же Россия не сможет остаться полностью в стороне от военного конфликта Ирана и США.
Несколько дней назад Трамп уже был готов развязать его. Он одумался лишь за десять минут до того, как нужно было отдавать команду. Впрочем, он не отменил удар, а лишь отложил его на некоторое время.
Этому предшествовала атака на два танкера в акватории Ормузского пролива. США обвинили в этом иранских военных, которые, якобы, установили на эти суда мины. В то же самое время моряки этих танкеров заявили, что по ним была произведена ракетная атака с воздуха.
Согласно данным иранских служб, контролирующих воздушное пространство, как раз во время атаки на суда в небе над ними было отмечено нахождение американского ударного беспилотника.
Как бы то ни было, в этот раз военного конфликта в регионе удалось избежать.
Пока дело ограничивается лишь дополнительными санкциями в отношении высших иранских должностных лиц, включая духовного лидера страны. США полагают, что это лишит их оппонентов доступа не только к финансовым ресурсам, но и к международной поддержке.
США анонсировало, что давление будет продолжаться, до «отказа правящего иранского режима от своей опасной деятельности».
Вашингтон представил это в качестве большого шага для того, чтобы урегулировать отношения двух стран, когда «открыты двери для реальных переговоров». Ирану, якобы, нужно туда лишь «войти».
В Тегеране откровенно не понимают, как можно начинать диалог с тем, кто занимается постоянными угрозами и запугиванием. Сначала нужно прекратить экономическую войну, в которой страдает иранский народ.
Президент Ирана вообще заявил, что в Белом доме «страдают умственной отсталостью». Вашингтон не остался в стороне и тут же пригрозил своей «огромной и подавляющей силой» в ответ, если нападению подвергнется что нибудь американское. В отдельных случаях это будет обозначать «уничтожение».
Таким образом, риск того, что между сторонами может возникнуть «случайный» конфликт, сейчас необычайно велик.
США уже занялись поиском союзников, чтобы «защищать международные морские пути», которые в этом регионе являются почти безальтернативными для поставок оттуда нефти. На это уже откликнулись Великобритания, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Не исключено, что их «защита» будет состоять в превентивных ударах по кораблям и самолётам своего заклятого врага. Как результат – возникновение новой войны в Персидском заливе.
Такое обострение уже привело к росту нефтяных цен. Баррель Brent стал торговаться за 64,6 доллара. Не исключено, что при дальнейшей эскалации этот показатель возрастёт до ста и более долларов. При реальной войне, можно ожидать даже 400 долларов за баррель, как уже бывало.
Если боевые действия перекроют Ормузский пролив, вывозить нефть из региона можно будет лишь по единственному трубопроводу, который также не представляет особого труда атаковать.
В таком случае, мировые поставки нефти сократятся, приблизительно, на треть. Государства-экспортёры, в числе которых и Россия, ожидает солидная прибыль. Российская тяжёлая высокосернистая нефть вообще останется на рынке без конкуренции. Поставки её из Венесуэлы и Ирана уже ограничены.
Однако, едва ли стоит ожидать существенного укрепления рубля. «Бюджетное правило» гласит, что почти все дополнительные валютные доходы скупит Минфин РФ.