«Ужасные торпеды»: Военные моряки всегда боялись этого оружия больше всего

Даже в современной войне, когда появились высокоскоростные ракеты, именно торпеды остаются самой большой угрозой для кораблей. Это достигается их скрытностью и универсальностью.

 Торпеды, после их изобретения стали очень успешно применяться в боевых действиях на море. Военные моряки всегда боялись именно этого оружия больше всего.

Впервые оно было изобретено и применено русскими моряками в 1878 году при атаке турецких кораблей с минимальной дистанции. Правда, при подрыве неприятеля погибло и множество отважных российских минёров.

Атака стала настолько неожиданной и эффективной, что пришлось срочно пересматривать всю тактику морских сражений.

Всерьёз развивать торпедное оружие начали, когда на вооружение флотов стали поступать броненосцы. Статистика свидетельствует, что половину боевых кораблей, которые оказались потопленными в Первую мировую войну, уничтожили именно торпеды.

Поэтому оружие стали продолжать совершенствовать и дальше. К моменту, когда началась Вторая мировая война, торпеды оснастили несколькими скоростными режимами, значительно увеличили их дальность, оборудовали контактными и неконтактными взрывателями, а также системами, осуществляющими наведение и слежение за целью.

В то же время их надёжность, точность и мощность продолжали оставаться недостаточными.

 Здесь можно привести такой пример. Гитлеровская Германия разработала в 1943 году торпеду Т5, которая имела акустическое наведение на цель. То есть, она преследовала её, ориентируясь на шум винтов жертвы.

В основном, германские григсмарины, начиная с 1943 года, получали на вооружение именно эти торпеды. Они имели боевой заряд в 300 килограммов и скорость до 50 километров в час. Противник мог уничтожаться при дальности до 5,5 километров.

Однако, эта суперторпеда не оправдала возложенных на неё ожиданий. Из 650 пусков цель была достигнута лишь 58 раз.

Одной из причиной частых промахов стало то, что, оказавшись в кильватерной струе корабля, торпеда часто самоподрывалась раньше времени. Помимо того, были отмечены случаи, когда Т5 начинали охотиться и за выпустившей их подводной лодкой. Система наведения оказалась недостаточно совершенной.

Учитывая эти недостатки, японцы стали в самом конце войны применять обитаемые торпеды, управление которыми осуществлялось сидевшими в них пилотами-смертниками.

К точке пуска такая торпеда доставлялась кораблём или подводной лодкой. Далее её вел до цели оператор-смертник. Не смотря на наличие системы катапультирования, выжить из них почти никто не смог.

Япония использовала более сотни торпед-камикадзе. Однако, они смогли уничтожить не более дести кораблей флота США. Пилоты-смертники частенько ошибались с курсом и уходили на дно вместе с оружием, выработавшим всё своё топливо. Помимо того, их можно было легко засечь с борта корабля и уничтожить ещё при приближении к цели.

Итальянцы учли ошибки и создали человекоуправляемую торпеду «Майкале», которая не требовала самопожертвования. Она была оружием диверсантов, легко проникала под управлением сидящих на ней двух человек в базы противника, где крепилась под днищем корабля. Диверсанты после этого имели возможность уйти. Английский флот от применения таких торпед понёс тяжёлые потери.

 Сейчас ВМФ РФ располагают торпедой «Шквал», которая является в мире самой быстроходной. На глубине в 100 метров она способна развить скорость в 300 километров в час. Помимо того, на этом оружии можно установить ядерную боевую часть.

Недостатком является то, что координаты цели необходимо вводить непосредственно перед пуском, а дистанция до неё не должна превышать 10 километров. Однако, скоростные характеристики полностью компенсируют всё это. Даже, услышав её шум, на противодействие просто не остаётся времени

В США тоже разработана современная опасная торпеда. Она сбрасывается с воздуха в то время, когда самолёт ещё не появился в зоне действия корабельной ПВО. Высота при этом может составлять от 250 метров и до 15 километров. Аэродинамический обвес отстреливается в автоматическом режиме, когда высота для соприкосновения с водой становится безопасной. Таким образом, пуск является почти полностью скрытным и неожиданным.