Японцы, в большинстве своём, относятся к России достаточно негативно. Однако, они вполне прагматичные люди. Их бизнес может выбрать собственную выгоду.
Таким образом, проблема Курил вполне может быть решена. Япония и Россия, в конечном итоге, найдут общий интерес. Тем более, что подвижки в этом вопросе уже есть. Токио заметно смягчил свою позицию после встречи в Сочи.
Следовательно, продолжение российско-японского диалога по этому вопросу будет продолжаться. Даже, если не произойдёт заметных подвижек по заключению мирного договора.
Его подписание упирается в то, что Япония не желает признать итоги, которыми завершилась Вторая мировая война. В частности, это касается вопроса принадлежности Курил.
В то же время, МИД РФ руководствуется поручениями, которые дал Владимир Путин после переговоров с японским премьером. Сергей Лавров сообщил, что их главная цель – продолжать развитие отношений с Японией по всем областям сотрудничества.
Оно очень нужно России. Это касается не только экономических факторов, но и политических. Япония входит в «семёрку», где мало кто симпатизирует РФ. Поэтому отношения с Токио не могут быть разорваны лишь из-за того, что японское правительство имеет свой взгляд на принадлежность Курил. По сути, это обычная политика.
В итоге, вполне вероятно, что в ней возобладает прагматический вопрос в урегулировании спорных территориальных проблем. Обе страны должны выбрать приоритетом те направления, где возможно сближение и конструктивное сотрудничество.
Ранее позиция Японии по этому вопросу была очень жёсткой. Токио неоднократно и открыто заявлял, что сначала – возврат островов, а обсуждение сотрудничества – потом.
Однако, похоже, что акценты поменялись после того, как Синдзо Абэ встретился в 2016 году с Владимиром Путиным в Сочи. На этом рандеву японской стороной был предложен план сотрудничества, в основе которого совместная экономическая деятельность на Курилах.
Однако, в его реализации есть существенные сложности. Япония предлагает, чтобы на Курилах произошёл отказ от российских законов. Это, естественно, не может быть принято Россией, поскольку в таком случае на островах образуется экстерриториальный анклав.
Впрочем, подвижки в позиции японских политиков уже явно заметны. Они касаются вполне реального сотрудничества в пяти сферах: туризма, аквакультуры, сельского хозяйства, переработки мусора и альтернативной энергетики.
Развитие этих торгово-экономических отношений может послужить основой механизма по решению проблемы Курил.
Однако, помимо того, не следует забывать развитие культурных связей, активизировавшуюся «народную дипломатию» и более частые контакты общественных организаций. В спорте, науке и образовании сотрудничество и ранее было достаточно тесным.
Россияне, проживающие на Южных Курилах, смогут заметно улучшить качество жизни с приходом японского бизнеса. Но ситуация с точки зрения подходов Японии к решению территориальной проблемы выглядит сложнее, чем со стороны России.
Большая часть японского общества относится к России безо всякой симпатии, что является негативным моментом. Одновременно, японцы сами по себе люди достаточно прагматичные. Если они увидят какую-то выгоду и перспективы от реализации проектов на Курилах, и политики не станут ставить им преград, они просто придут взаимодействовать и работать.
В то же время необходимо учитывать, что до 2021 года изменить в текущей ситуации почти ничего невозможно. Дальше придет новый премьер Сейчас Абэ готовит почву и создает определённую позицию для него, чтобы тот продолжал диалог с Россией.
Также не стоит ждать принципиальных изменений со стороны японских политиков. Впрочем, от личности следующего японского премьер-министра зависит достаточно много. В Японии он задаёт определённый тренд.
Не стоит забывать и о том, что в текущей и очень сложной мировой ситуации Токио также не выгодно портить свои отношения с Москвой.