Тема набрала достаточную актуальность в связи с назначением в ЕС нового еврокомиссара по энергетике. Им стала эстонка Кадри Симсон. Впрочем, ей не удастся разрушить сложившееся в этом направлении партнёрство.
Поводом для подобных утверждений служит то, что Эстония показала всей Европе пример огромных рисков от энергетических конфликтов с Россией, которым эта прибалтийская страна подвергла себя по собственному желанию.
До этого Симон отличалась откровенно русофобскими заявлениями. Новый пост предполагает оказание определённого влияния в области текущей политики Еврокомиссии по отношению к России.
Однако, пока этой еврочиновнице можно давать оценку лишь по результатам её деятельности в Эстонии. А под её управлением у этой страны произошло возникновение крупных проблем с энергетикой, продолжающих на сегодняшний день и лишь усугубившихся.
Когда ЕС повысил квоты по выбросам углекислого газа, сланцевая энергетика, которой располагала Эстония, стала неконкурентоспособной. В этой энергетической отрасли предстоит увольнение 6-ти тысяч человек. Для маленькой страны это более, чем существенно.
При руководстве этой дамы, экономика страны стала полностью зависеть от поставок электроэнергии из скандинавских стран и из терминала сжиженного природного газа. Это стало намного дороже, в сравнении с приобретением трубопроводного газа из России, но Эстония предпочла русофобскую политику.
Впрочем, на уровне Евросоюза такое едва ли пройдёт. Там свои деньги умеют считать очень неплохо. Не нужно забывать и о том, что принятие всех решений в ЕС происходит коллегиально.
Эстонские «сказки» об избавления от «российской угрозы» в виде газа из РФ также не пройдут. Брюссель отлично понимает, что атомная энергия, закупаемая, взамен этого, Эстонией у Швеции и Финляндии, вовсе не является продуктом «чистой энергетики». Это чистая политика.
Помимо этого, эстонской энергетикой «дорулили» до того, что оборудование электростанций уже почти полностью изношено. Даже те, которые ещё могут работать, придётся останавливать в виду их полной неконкурентоспособности. То есть, экономика Эстонии стала целиком энергозависимой.
Еврокомиссия наполнена прожжёнными прагматиками. Они могут охотно выслушать русофобскую риторику от Симсон, но продолжат выполнение совместных проектов с российскими компаниями.
Этот орган ЕС на протяжении последних лет «отмечал» постоянную обеспокоенность тем, что поставки российского газа на рынки Европы составляют 25%. В итоге, эта доля выросла уже до 35%.
Пока российский газ будет оставаться экономически намного более привлекательным, в сравнении с катарским, американским и любым иным, ситуация продолжит развиваться именно таким образом.
Естественно, Брюссель будет продолжать попытки давления на Москву в целях достижения дополнительных интересов для Европы.
России в этих условиях необходимо просто оставаться такой же прагматичной, настаивая на своих выгодах.
Никакой новый еврокомиссар по энергетике не сможет ничего в этом процессе глобально поменять.