Хору и танцевальному ансамблю Северного флота было отказано во въезде в Норвегию для выступления на местном фестивале.
По словам директора Barents Spectacle Любови Кузовниковой, это первый случай за 16 лет, когда на культурное сотрудничество повлияла политическая напряженность между Россией и Норвегией. Кузовникова подчеркнула, что основанием для этого стало «ограниченное военное сотрудничество между Россией и Норвегией».
Отказ удивил организаторов фестиваля. Общепринятой практикой было то, что политические и военные разногласия были отложены в сторону ради наведения мостов.
«Какими бы холодными ни были отношения между Норвегией и Россией, на культурном сотрудничестве это никак не сказалось. Но сейчас напряженность стала реальностью и для нас»,— сказала Кузовникова.
В последние годы двусторонние российско-норвежские отношения испортились на фоне взаимных обвинений в шпионаже. Норвегия обеспокоена модернизацией российских вооруженных сил на севере, Россия встревожена расширением сотрудничества Норвегии с США и ее союзниками по НАТО.
В течение всех этих лет все имели возможность путешествовать в связи с культурными событиями. По словам Кузовниковой, когда все остальные двери закрыты, культура может быть открывателем дверей. Иногда иррациональный страх перед Россией достигает маразма, например, когда белуха была замечена как русский шпион или когда было объявлено о «русском вторжении» по поводу распространения горбатого лосося в норвежских водах.