Группа ученых из Нидерландов и Франции, исследуя секреты Рембрандта, определила пигмент, придающий картинам яркость.
И все потому, что художник применял в своей технике минерал, который не использовал никто, кроме него. Его в своей работе мастера стали использовать только в ХХ веке.
Специалисты взяли образцы с нескольких картин. При анализе был обнаружен плумбонакрит. Этот минерал встречается на территории Англии, Шотландии и Германии.
В своей работе Рембрандт использовал особые белила. Когда к работе над картинами приступают ученые, результаты могут быть самыми неожиданными. Например, они помогут узнать, какие краски использовал художник, и что входило в их состав.
В этот раз исследователи занялись изучением трех полотен Рембрандта. От каждой картины были взяты крошечные кусочки, составляющие десятые доли миллиметра. Затем они подверглись анализу. Химиков заинтересовал состав белил. Для разных элементов изображения Рембрандт использовал белые краски разного состава.
Дело в том, что все живописцы того времени использовали белила совсем другого состава. Он был один для всех. Смешивались два вида карбонатов свинца, полученных при окислении металла в присутствии углекислого газа и уксусной кислоты. Затем с поверхности свинцовых пластин снимали белый налет, смешивали его с льняным маслом и наносили в таком виде на картину.
Эти два вида карбоната свинца, которые входили в белила, назвали церуссит и гидроцеруссит по именам соответствующих минералов. Рембрандт церуссит заменил на плюмбонакрит. Чтобы точно выяснить, как художнику удалось получить такой состав белил, группа ученых занялась изучением состава красок, которые использовал не только художник, но и его современники.
Открытие ученых сможет помочь реставрировать картины Рембрандта и сохранить их для будущих поколений.