Зерно пшеницы хранит многие тайны человечества

Пшеница возникла около 10000 лет назад в так называемом плодородном полумесяце, сегодняшней Анатолии и Северном Ираке, и с тех пор начала свое успешное шествие по миру.

Ученые нанесли на карту маршруты распространения пшеницы, основанные на ее генетическом сходстве.

С начала они нанесли на карту геном пшеницы, затем восстановили историю ее размножения. Исследователи открыли, какие злаки выращивали наши предки, откуда берется сегодняшняя пшеница и какое отношение ко всему этому имеет холодная война.

Изучая генетическое разнообразие различных сортов пшеницы, ученые обнаружили удивительную взаимосвязь с социокультурной историей человека.

Они проанализировали геномы 480 сортов пшеницы, включая дикие травы, древние зерна и современные высокопроизводительные типы. Помимо изучения эволюции и выращивания современной пшеницы, генетики также связывали развитие пшеницы с географическими и геополитическими событиями в истории человечества.

Группа ученых определила три генофонда используемых сегодня сортов хлебной пшеницы, которые тесно связаны с историческими событиями: один из высокоурожайных сортов, одомашненных на Ближнем Востоке, который распространился как часть зеленой революции, и два отдельных генофонда из Западной и Центральной Европы.

Они разошлись между 1966 и 1985 годами в результате геополитического и социально-экономического разделения во время холодной войны. С падением железного занавеса в 1989 году, линии пшеницы постепенно смешались снова, как показывают их геномы.

Даже появление и расширение Европейского Союза можно увидеть в геноме сегодняшней пшеницы. Линии пшеницы, которые раньше культивировались в основном в Центральной Европе, теперь используются по всей Европе.