История создания ЗИЛ-4331: Сделан добротно, но проиграл гонку времени

На разработку грузовика инженерам пришлось потратить почти 15 лет.

Фото: ЗИЛ-4311, источник: Wroom

Первоначально ЗИЛ занимался разработкой грузовика на основе модели ЗИЛ-130. Закончив разработку бескапотного грузовика ЗИЛ-170, инженеры столкнулись с требованием руководства завода передать новинку КамАЗ, которое пришлось выполнить. Целью разработки 170-го было создание нового грузовика на дизельном моторе, однако, лишившись его, конструкторы «ЗИЛа» остались ни с чем.

Пришлось начинать с нуля, разве что за основу взяли прототип ЗИЛ-169, однако в конце всех доработок от 169-го остался только индекс. Экспериментальный образец ЗИЛ-4331 закончили только к 1974 году. Грузовик серьезно отличался от ЗИЛ-130 как по конструкции, вернув в кузов капот, так и по силовому агрегату.

4331 комплектовался V-образной «восьмеркой» ЗИЛ-645, объем которой составлял 8,7 литра, а мощность — 185 л.с. Кроме того, этот двигатель способен был работать на разных типах топлива. В паре с мотором сочеталась 9-ступенчатая «механика».

Окончательно дизайн грузовика оформился только к 1978 году, впрочем, это не значило, что он попал в серию. Несмотря на то, что ЗИЛ-4331 был всесторонне испытан, а часть его разработок уже применялась на ЗИЛ-130, модель не спешили пускать на конвейер.

Заветное серийное производство началось только в 1986 году. Это событие омрачало то, что вместо предполагаемого 8,7-литрового двигателя в «ЗИЛок» установили устаревший восьмицилиндровый мотор объемом 6,0 литра и мощностью в 150 «лошадей», взятый со 130-го. Оттуда же в ЗИЛ-4331 перекочевала и коробка передач.

Несмотря на то, что грузовик пробыл на стадии разработки почти 15 лет, его тепло приняли, а с дизельным мотором его и вовсе можно было считать вполне современным автомобилем. Время разработки сыграло свою роль: нишу среднетоннажных грузовиков все еще занимал ЗИЛ-130, а 4331 мог перевозить не 2, а 6 тонн, и все равно был не востребован.

Фото: ЗИЛ-4311, источник: Wroom

Грузовик в конце концов хоть и получился добротным, но проиграл гонку времени. После того, как ЗИЛ-130 сошел с конвейера, 4331 заменил его полностью, и в качестве грузовика, и в качестве платформы для разной спецтехники, однако такого широкого распространения, как ЗИЛ-130, он получить не смог.