Китайский самолет J-11 выглядит как точная копия российского истребителя Су-27, но его внешность на самом деле обманчива.
Су-27 был разработан в Советском Союзе в конце периода холодной войны и должен был играть более или менее ту же роль, что и американские истребители F-14 или F-15. Он создавался, как быстрый и маневренный истребитель для обеспечения воздушного сопровождения и превосходства в воздухе. Их основная цель — защита бомбардировщиков Ту-22, Ту-95 и Ту-160. Сегодня он по-прежнему выполняет эту роль уже для авиапарка бомбардировщиков ВВС России.
Стремление Китая иметь в своем распоряжении аналогичный самолет вполне понятно. Он обладает высокой маневренностью, максимальной скоростью и хорошей дальностью полета. Многие эксперты даже считают Су-27 сверхманевренным. Единственным существенным его недостатком является отсутствие возможности выполнять дозаправку в воздухе.
После распада Советского Союза и тяжелой экономической ситуации в России власти страны начали поиск потенциальных импортеров оружия и нашли хорошего покупателя — Пекин. Китай получил семьдесят шесть истребителей в 1992 году в качестве замены своего устаревшего парка истребителей. Су-27 настолько понравился китайским военным, что Китай договорился с Россией о сделке, предусматривающей изготовление до двухсот лицензированных копий российского истребителя с использованием российских комплектующих.
Новая партия самолетов начала выпускаться в Китае в 2003 году под названием J-11, и, скорее всего, уже без согласия России. Возможно, тот факт, что эта партия самолетов основана на перепроектированных чертежах, Пекин не стал заморачиваться продлением лицензионного соглашения. Стоит отметить, что двумя важнейшими компонентами, не подпадающими под соглашение о передаче технологий между двумя странами, являются двигатели и авионика.
Китай много лет боролся за освоение отечественного производства двигателей, и Су-27 / J-11 не стал исключением. В этом плане Пекин все еще зависит от России, и эта ситуация будет сохраняться в течение длительного периода времени.
Некоторые уроки, извлеченные из J-11, были учтены при создании его нового поколения — в J-15. Однако и эта жалкая подделка Су-27 остается не только ненадежным истребителем, но также опасным для пилотов, особенно при использовании в качестве палубной авиации.