Закупка российских истребителей Су-35 — свидетельство того, что Китай пока еще не готов к статусу великой державы.
Американские эксперты считают, что для страны, которая может похвастаться разработкой передового истребителя-невидимки, закупка военных самолетов у России является странным. Учитывая то, как в Пекине гордятся своей растущей военной и экономической силой и способностью разрабатывать передовые системы вооружения, импорт военных самолетов, реактивных двигателей, ракет и другого оборудования — нелогичный шаг.
Несмотря на это, Москва предлагает Пекину контракт на закупку большей партии истребителей Су-35. И китайские СМИ считают, что китайские власти могут согласиться. Китай уже закупил 24 единицы Су-35, модернизированной версии Су-27 «Фланкер» периода «холодной войны». Сумма контракта составляет около 2,5 млрд долларов. Российская сторона также ожидает ответа от Китая на предложение приобрести ряд современных систем вооружения и военную технику, в том числе дополнительные партии истребителей Су-35.
Флот ВВС Китая насчитывает около 3 000 самолетов, в том числе 1 700 истребителей, что примерно соответствует американскому парку военной авиации. Но многие из них — устаревшие самолеты периода «холодной войны», в том числе несколько сотен китайских копий российского МиГ-21 образца 1960-х годов. Таким образом, даже если Китай доработает истребитель-невидимку пятого поколения J-20 он останется один на один с массой материально-технических проблем из-за необходимости поддержания огромного парка старых самолетов.
Тем не менее, китайские эксперты утверждают, что причины покупки Су-35 совершенно иные. Несмотря на то, что Китай действительно может закупить больше Су-35, чем планировалось, они не предназначены для замены старых китайских самолетов из-за своей высокой цены. На замену всего парка устаревших самолетов ВВС КНР потребуется слишком много средств.
В США считают, что полная замена старых китайских самолетов на новые российские стала бы финансово разрушительной для китайской экономики. Поэтому текущий контракт в Вашингтоне рассматривают, как шаг Пекина в сторону своего союзника с целью поддержки российской авиационной промышленности и укрепления двусторонних отношений.