Известный российский кинорежиссёр Глеб Панфилов приступил к съёмкам фильма по повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Столетний юбилей со дня рождения великого русского писателя, диссидента и нобелевского лауреата, который приходится на 11 декабря этого года, придаёт особенное звучание этому событию и расширяет его общественное значение, выводя за рамки кинематографической и культурной жизни страны.
Определяя значение Солженицына для политической и культурной истории отечества, трудно удержаться от сравнения его с известным библейским образом из книги пророка Даниила – камнем, который, оторвавшись от горы, устремляется вниз и разбивает истукана, символизирующего одну из мощных восточных империй древнего мира. Но подобные мегалитические сравнения не исчерпывают разнообразия и внутреннего богатства творчества писателя и, прежде всего, его прозы, в которой тема человека, его ценности, вплетённая в канву большой истории, легла в основу повести «Один день Ивана Денисовича». Именно эту повесть начал уже экранизировать кинорежиссёр Глеб Панфилов.
Осмысливая синергию творчества двух деятелей отечественной культуры, невозможно абстрагироваться от того непростого пути, который был пройден режиссёром, прежде чем он приступил больше десяти лет назад к экранизации другого произведения Солженицына, его романа «В круге первом». Вехами его были фильмы «В огне брода нет», «Прошу слова» и «Мать», за которыми последовали работы, свидетельствовавшие если не о повороте, то о мировоззренческой коррекции в творчестве мастера. Среди них была, наряду с «Венценосной семьёй», и упомянутая экранизация повести о сталинской шарашке.
Глеб Панфилов интересен тем, что он подходит к теме большой истории не «сверху», а «снизу». Он всегда идёт от человека, его внутреннего мира – даже тогда, когда материал требует обращения к дантовским апокалипсическим ассоциациям «кругов ада», или кругов большой истории. При этом он не теряет почвы, и даже в задуманной им новой работе обращает внимание на нюансы, связанные с тем типом трудовой активности, который формировал характер солженицынского персонажа, – в котором критики делали ранее акцент на его крестьянской жилке. Панфилов не связан нумерологическими предрассудками – «первый круг» или «один день» – и собирается назвать свою экранизацию «Пять дней из жизни Ивана Денисовича». Он хочет проследить историю судьбы прототипа, с которого изваял своего героя писатель. А это был человек, знакомый с техникой, шофёр, работавший до войны на МТС.
На этой смысловой основе может быть выстроен, или вернее, выявлен скрытый диалог режиссёра и писателя, который зрителю предстоит услышать и понять. Учитывая, что осмыслению и пониманию подлежит ещё и тема цивилизационной преемственности в истории отечества, к которой два художника, один из которых великий, а другой выдающийся, подходят с дихотомически различными оценками времени истории. Для одного это – время разбрасывать камни, а для другого – собирать их. В том числе, в перспективе индустриализации и технологических революций, которые и теперь должны витать перед взором не только политика и учёного, но и художника.