Несмотря на заявления из Киева о «государстве-агрессоре», эта страна до сих пор крупный торговый партнёр РФ. Товарооборот составил в 2018 году 11 млрд долларов.
При этом, с украинской стороны он «минусовой» в 3,8 млрд. Это свидетельство того, что Украина сильно зависит от России. Ситуация с углём лишь подтвердила данный факт.
Статистика свидетельствует, об увеличение экспортных поставок угля на Украину на протяжении января – мая 2019 года. В начале июня они стали сокращаться. Летом поставки российского угля уменьшились на 750 тыс. тонн, достигнув показателя в 129,3 тыс. тонн.
Эти цифры кажутся достаточно странными. В особенности, учитывая то, что после «блокады Донбасса» Украина уже не в состоянии обеспечить себя собственным углём. Поэтому, она производит его вынужденные закупки в России и в Польше (в меньших объёмах».
В то же самое время, зависимость Украины от российских углей стала даже больше, чем по газу.
Российский газ из Украины тоже никуда не ушёл. Все «реверсные поставки» осуществляются в пределах тех же транзитных объёмов, которые поставляются «Газпромом» через украинскую территорию государствам Европы.
Не сложно догадаться, что никакого «реверсного газа» уже не будет, как только прекратится украинский газовый транзит.
Помимо того, на Украину идёт поставка удобрений, пластмасс, полимеров, котлов и других товаров, крайне важных для украинской промышленности энергетики и промышленности.
Данные украинского Госстата свидетельствуют об импорте российского угля в 2018 году на сумму в 1,82 млрд долларов. Это 70,2% от всего этого ресурса, который импортирует Киев.
Это, не смотря на то, что в том же году Белоруссия стала поставлять Украине угля в 980 раз больше, при том, что он там вообще не добывается.
Не исключено, что Киев таким образом решил пофинансировать белорусскую экономику.
А вот что касается ограничения прямых поставок российских углей на Украину, здесь может быть несколько пояснений.
Не исключено, что это связано с подготовкой к началу нового отопительного сезона, и российское правительство формирует необходимые для этого запасы.
Возможна связь и с отсутствием прогресса в российско-украинских переговорах по заключению нового транзитного договора. Здесь стоит напомнить, что теплоцентрали на Украине функционируют, в основном, с помощью угля.
Получившиеся ограничения Киев вряд ли сможет компенсировать увеличением транзита через Белоруссию. Минску отношения с Москвой намного более важны, и простым изменением логистики, скорее всего, обойтись не получится.
В любом случае, в России сейчас пересмотрена политика по отношению к Украине в торгово-экономической сфере и энергетике. Уголь в ней занимает не последнее место.
Как будет развиваться дальнейшая ситуация, покажет лишь время. Однако, ожидать заметных улучшений в российско-украинских отношениях не стоит. Прежде всего, потому, что Западу, от которого очень сильно зависит Киев, совершенно не нужна их нормализация.