У Анкары есть вариант отказаться от истребителя F-35, который США не хотят им поставлять и приобрести вместо них Су-57 у России. Вопрос в том, насколько реален ещё один её шаг в сторону от НАТО.
Как бы там ни было, а то что, сейчас происходит в этом вопросе, вполне можно назвать «Восточный базар». И США, и Турция отчаянно блефуют вокруг российских С-400.
США уже, похоже, закусили в этом вопросе удила. Они уже отказались поставлять Анкаре F-35, которые Турция частично проплатила. Более того, Вашингтон грозит и очень существенными экономическими санкциями.
Всё это ради того, чтобы Турция отказалась взять на вооружение российские системы С-400. Они должны быть поставлены Россией на турецкий берег уже в июле.
Турция заявила, что, если останется без альтернатив в перевооружении своих ВВС, то может остановить выбор на российских Су-57, поскольку очень нуждается в истребителях пятого поколения.
Здесь нужно упомянуть, что вопрос о поставках Су-57 ведётся на уровне чиновников уже давно. Однако, даже если такая сделка будет в итоге заключена, её практическая реализация потребует значительное количество времени.
Поэтому, Турция, скорее всего, будет до последней возможности биться именно за F-35. Тем более, что она является страной-участницей в этой производственной программе.
Не исключено, что в Анкаре предполагают, что к вопросу об F-35 можно будет вернуться, когда ситуация вокруг С-400 немножко уляжется.
Помимо того, Турция широко анонсировала начало создания собственного истребителя пятого поколения. Скорее всего, это очередной блеф. Скорее всего, страна просто не в состоянии его производить. Уже сейчас известно, что не менее 50% комплектующих нужно будет завозить со стороны.
Тем более, что у Анкары нет никакого опыта в реализации таких высокотехнологичных проектов. Он есть лишь у США и, в определённой степени, у России. Даже у Китая его нет. Так что это турецкое направление едва ли можно считать достаточно серьёзным. Разве что, как средство для торга.
Что касается Су-57. Этот истребитель пока не вошёл в серию даже в Россию. Тем более, он пока ещё не имеет своего экспортного варианта.
Можно привести пример с Су-35. На вооружение российских ВВС он стал поступать, начиная с 2009 года. А вот первая экспортная партия в Китай отправилась лишь в 2016 году.
Аналогии вполне допустимы.
Дополнительные сложности могут возникнуть, если Турция захочет участвовать в производстве этого самолёта, а на его приобретение запросит, по аналогии с С-400, многомиллиардный кредит.
В России до сих пор не решён также вопрос, возможна ли вообще поставка сверхсовременных двигателей одной из стран НАТО.
Американцы также не вполне заинтересованы выкидывать Анкару из программы по F-35. Турки, обидевшись, вполне способны к передаче технической информации по этим истребителям русским и китайцам. Товар достаточно недешёвый.
Пока что всё происходящее трудно квалифицировать иначе, как «Восточный базар», где все кричат, никто не хочет уступать, а в итоге приходят к взаимному согласию.
А США той порой занялись поиском других главных союзников в регионе. Они уже приняли программу выделения средств для перевооружения Греции и Кипра.
Одновременно в Вашингтоне не забывают, что, в случае сделки Москвы и Анкары по Су-57, это будет огромный политический удар по США, чего допустить они явно не хотят.