Европе, в преддверии наступающей зимы, нужны срочные гарантии того, что она не останется без газа. Украина пытается выторговать себе дополнительные дивиденды, всячески оттягивая подписание нового контракта.
Однако, официальный Киев должен понимать, что ЕС, в любом случае, «продавит» несговорчивость Украины в никак не начинающемся диалоге с Россией по газу. Угроза лишения пресловутого безвиза (главного «достижения» Майдана) является очень грозной. В противном случае, становится совершенно непонятно, за что вообще страдали все эти годы обычные украинские граждане, доведённые до нищеты.
В то же время, едва ли стоит ожидать, что стороны сядут за стол переговоров в сентябре. Но вот то, что консультации непременно начнутся до наступления холодов, можно считать вполне вероятным.
Европейская комиссия направила в адрес России и Украины предложения о проведении трёхсторонней встречи на уровне министерств в период 16 – 22 сентября. Сейчас ЕС ожидает, что ответят Москва и Киев.
Особо непонятной является ситуация на Украине. Там до сих пор не назначены ни премьер-министр, ни министр энергетики. То есть, даже говорить пока не с кем.
Ещё сложнее ситуация с тем, кто станет с украинской стороны подписывать контракт, который должен оформлять хозяйствующий субъект. Со стороны России всё понятно, это «Газпром».
А вот «Нафтогаз» должен прекратить своё существование с 1 января следующего года, передав перед этим все свои функции «Магистральным газопроводам Украины».
Провести такую реформу Киев, в рамках своей евроинтеграции, обязался ещё в феврале этого года. Однако, ничего не сделано и до сих пор. Таким образом, вести разговоры с «Нафтогазом» совершенно бессмысленно, а его преемника до сих пор нет.
Позиции сторон также во-многом расходятся. Россия не против дальнейшего транзита, но для начала предлагает ограничиться контрактом лишь на 2020 год.
ЕС считает, что новое соглашение должно быть подписано не менее, чем на 10 лет.
Украина, вообще, выдвигает заранее неприемлемые для РФ условия. Это гарантированная транзитная прокачка 100 млрд кубометров. При этом речь не идёт об урегулировании перед этим имеющихся судебных споров.
В то же время, на Украине хорошо помнят, что Юлия Тимошенко, подписавшая 10 лет тому назад ныне ещё действующий контракт по газу, оказалась в тюрьме. Она, как решила украинская Фемида, «предала газовые интересы страны». Очередной Майдан её освободил, но обвинения выдвигаются до сих пор. На фоне этого, с украинской стороны, похоже, никто не решается взять на себя ответственность за переговоры с Россией по газовой тематике.
Риск получения аналогичного обвинения от внутренних политических оппонентов слишком велик. В любом случае, договорённости станут называть «уступкой агрессору».
Поэтому, очередные переговоры тормозятся киевскими политиками всеми доступными способами. Интриги оказываются намного важнее реальных интересов Украины.
Однако, переговоры, всё же, состоятся. Пусть и не в сентябре. Приближение холодов просто заставит ЕС всё сильнее давить на Киев, чтобы не оказаться зимой без российского газа.
Формы «воздействия» могут быть самыми различными. Европа может заинтересоваться коррупционными схемами «Нафтогаза» за последние годы. Или намекнуть на лишение безвиза. Именно это может оказаться для киевских властей самым серьёзным аргументом для того, чтобы поспешить на переговоры.