«Ужас для США»: 30 лет назад в СССР на боевое дежурство встали «ядерные экспрессы»

Внешне такие вагоны ничем не отличались от обычных товарных, курсирующих по всем уголкам страны. А вот внутри у них были пусковые установки мощнейших ракет, которые стали совершенно неуловимыми для противника.

 Это, по заверению военных  экспертов, был настоящий «ужас для США». 28 ноября, ровно 30 лет тому назад в СССР на боевое дежурство встали «ядерные экспрессы». Их называли боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). Каждый из них был вполне способен обратить в атомную пыль город-миллионник.

Сверхдержавам при развитии средств космической разведки становилось всё труднее скрывать места постоянного базирования своего ядерного потенциала. Следовательно, именно по ним, при возможном конфликте, будет нанесён удар десятками таких же самых ядерных ракет.

Многотонные бетонные крышки, которыми стали оснащать шахты пусков, проблему до конца не решали. После этого, как в СССР, так и в США, пришли к решению о создании подвижных ракетных комплексов. Отсюда было уже совсем недалеко и до идеи разместить стратегические ракеты в «товарных вагонах».

 Американцы тоже пробовали создать «ядерные экспрессы», однако сочли их чрезвычайно дорогостоящими даже для своего огромного военного бюджета. А вот в СССР проект был полностью реализован.

БЖРК было практически невозможно вычислить на бескрайних просторах страны. При этом, такой поезд с лёгкостью преодолевал за сутки до тысячи километров и ракеты легко могли «перебраться» туда, откуда их запуска противник совершенно не ожидает.

Таким образом, даже при уничтожении шахтного ядерного потенциала СССР неожиданным ударом, государство имело возможность нанесения совершенно сокрушительного ответного удара.

БЖРК, как правило, состоял из десятка вагонов. Три из них были приспособлены для пусковых установок ядерных ракет. В остальных размещалось боевое управление, связь, хранилища для топлива, жилые помещения, а также запасы питания для многомесячного «путешествия».

 Естественно, потребовалось решить и многие трудности. Вес пусковой установки вместе с вагоном превышал двести тонн, что явно превосходило возможности подавляющего большинства железнодорожных путей.

Для этого их существенно усилили, а ядерные экспрессы получили не стандартные четыре, а восемь колёсных пар. Помимо того, советские учёные изобрели специальное устройство, которое помогало распределять нагрузку «главных вагонов» на все остальные.

В качестве основной ракеты использовалась твёрдотопливная «Молодец». Она располагала десятью ядерными боеголовками, каждая из которых была способна попасть «в шест» на расстоянии десять тысяч километров.

Для пуска «ядерные экспрессы» останавливались, у вагонов с ракетами выдвигались опоры. Затем происходило отодвижение в сторону контактной электросети, а крыша поднималась.

После этого ракета принимала вертикальное положение, и происходил «БАХ». БЖРК после этого сразу же уходил с места запуска.

Однако, он имел весьма надёжную защиту. Испытания показали устойчивость таких поездов к ядерному взрыву.

В ходе эксперимента, пусковые установки экспресса и его командный пункт были подвергнуты воздействию ударной волны с мощностью тысяча тонн тротила. Все системы выдержали эту атаку, оставшись в полностью боеспособном состоянии.

К 1999 году СССР располагал уже тремя такими ракетными дивизиями. Для США это стало самым настоящим шоком. После достигнутых договорённостей, патрулирование этих «ядерных экспрессов» было отменено. 12 составов были разобраны и утилизированы.

Однако, современная Россия вполне может их восстановить в современном варианте, учитывая агрессивные намерения Вашингтона. Новые ракеты для этого уже имеются. Так что, не стоит злить Москву.