Части ДНК попадают в клетки организма. Влияние фрагментов ДНК из ГМО продуктов выясняют ученые.

Силами группы ученых среди, которых числятся сотрудники различных научных учреждений, расположенных в различных уголках мира была предпринята попытка разобраться во влиянии попадания фрагментов генетической информации употребляемой пищи в клетки организма человека через пищеварительную систему.

Исследователи, изучая предыдущие наработки и научные публикации работ, связанные с переносом генов растений, выращенных при помощи генной модификации в человеческий организм, пришли к выводу, что данный механизм, позволяющий проникать неповрежденным частям генетической информации из пищи в человеческие клетки действительно существует, но причин считать его опасным для здоровья пока нет. Так как хоть фрагменты и могут попадать в неповрежденном виде в структуры клетки, нет никаких доказательств, что они проявляют внутри клетки человека функциональную активность. Статья описывающая данное исследование было опубликована в журнале Food and Chemical Toxicology.

Целью данной научной работы послужило желание доказать или опровергнуть перенос ДНК элементов в гены, употребившего в качестве еды геномодифицированное растение. По теории это может произойти с помощью так называемого горизонтального переноса генов. Данный способ стал причиной появления у человека в ДНК 145 генов, не связанных с его биологическими предками. Они были получены благодаря воздействию вирусов, бактерий и других простейших организмов, сожительствующих с нами. Способы попадания чужеродного ДНК, по мнению экспертов на данный момент выявлены не все, но уже известно, что генетические фрагменты простейших паразитов могут встраиваться в ДНК носителя при попадании в тело человека с помощью организма посредника, которым может являться, например, кровососущее насекомое. Хоть по меркам общей информации, находящейся в ДНК гены, приобретенные от других организмов, занимают ничтожное количество места в нем, но даже незначительные изменения могут кардинально менять работу клеток. Так, например, ген FTO, появившийся у нас, благодаря горизонтальному переносу генов от неизвестной бактерии влияет на ощущаемое чувство голода и тем самым люди, имеющие в своем ДНК данный ген имеют предрасположенность к лишнему весу. Так в ходе исследования, связанного с геном FTO, было обнаружена корреляция наличия данного гена у человека с его весом. По результату этой работы ученые пришли к выводу что у обладателей одной копии гена вес на 1,2 килограмма превышает вес людей, не обладающих им вовсе, а у тех, у кого было обнаружено две его копии масса тела превышала в среднем на три килограмма вес людей без этого гена. Влияния генов, перемещающихся между различными видами не до конца изучен, поэтому ученые ожидают множество открытий в этой сфере в ближайшем будущем.

По данным современного исследования можно заключить, что целиком растительное ДНК, употребленное в пищу, попасть в клетку попасть практически не может, так как гены поддаются разрушающему воздействию во время термообработки и переваривания пищи организмом. Но в клетку или околоклеточное пространство могут попадать генетические фрагменты в размере до нескольких сотен пар оснований.

Также были обнаружены сведения внедрения этих фрагментов в структуры ДНК соматической клетки организма, но свидетельств последующей работы данного фрагмента внутри ДНК пока не обнаружено и так как подобный эффект был зафиксирован только в соматических клетках, влияние его на генофонд вида в целом исключен. Встраивания чужеродного ДНК через пищеварительную систему требует дополнительного изучения и подтверждения, так как на данную тему было произведено недостаточно исследований.

Требующий более усиленного внимания требует тот момент, что микро-РНК, полученный из еды может попасть в организм и осуществлять свою работу оказывая непосредственное влияние на органы организма употребившего его. Что в тоже время касается не только ГМО продуктов, но и всей пищи. Благо, что микро-РНК производиться непосредственно ДНК и срок его активной деятельности ограничен. Поэтому без постоянного потребления одного и того же продукта срок существования и соответственно возможное пагубное влияние микро-РНК ограничено по времени.

На данный момент, нет экспериментально подтвержденных данных указывающих на оказания вреда организму, употребляющему в пищу генномодифицированных продуктов. Но по данному вопросу ведутся исследования экспертами, так как данных для снятия всех опасений у потребителей, не достаточно.

Напомним, что 26 декабря 2018 года на рынке Евразийского экономического союза было принято решение о маркировании продуктов, выращенных с помощью технологий ГМО специальным знаком. Данное распоряжение вступает в силу уже в 2020 году.