Две космические трубы могут подпитывать пузыри над Млечным Путем

Эти две космические «трубы» могут подпитывать пузыри размером с галактику, нависшие над Млечным Путем.

На рентгеновской карте галактического центра исследователи обнаружили два больших «дымохода» плазмы, по-видимому, сбрасывающие горячую материю в два огромных газовых пузыря, называемых пузырями Ферми.

Сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики немного похожа на очаг в центре уютного паба. Это яркое, теплое место сбора, вокруг которого кружится вся повседневная жизнь Млечного Пути. И, согласно новому исследованию, у нее может быть даже дымоход или два.

В недавнем исследовании рентгеновского излучения, исходящего из галактического центра Млечного Пути, исследователи заметили две необычные структуры, которые никогда не были описаны ранее. Из центра галактики на сотни световых лет в обоих направлениях вздымались двойные столбы сверхгорячей рентгеновской плазмы, одна из которых поднималась на север, а другая - на юг.

Ученые назвали их дымоходами. Глядя на них, видны явные свидетельства сильного оттока плазмы из центра галактики.

Ученые нашли это доказательство, проанализировав более 750 часов рентгеновских наблюдений, сделанных телескопами XMM-Newton и Chandra. Эти наблюдения помогли команде создать рентгеновскую карту центра Млечного Пути, включая почти симметричные дымоходные шлейфы.

Как Северная, так и Южная трубы простираются примерно на 522 световых года над центром Галактики. Кажется очевидным, что эти взрывы тепла и материи являются результатом какого-то большого оттока из галактического центра, по словам ученых, хотя точный источник неизвестен.

Имеющиеся данные указывают на две возможности: либо этот отток вызван самой сверхмассивной черной дырой (которая, возможно, выбрасывает в космос какую-то материю, поглощая огромное количество близлежащего газа и пыли), либо периодическими взрывами сверхновых, происходящими по всему центральному звездному скоплению галактики.

На своей рентгеновской карте исследователи увидели, что как Северная, так и Южная трубы простираются в основания двух гигантских структур, известных как пузыри Ферми - по сути, две гигантские полости газа и космических лучей, вырезанных из центра галактики миллионами лет деятельности.

Пузырьки Ферми - это два огромных шара газа и космических лучей, которые возвышаются над Млечным Путем, покрывая область размером примерно с саму галактику. Эти гигантские космические пузыри могут подпитываться сильным оттоком материи из центра Млечного Пути.

Эти пузырьки начинаются примерно в 326 световых годах над обеими сторонами галактического центра, пересекаясь с кончиками труб. Однако, в отличие от труб, пузыри тянутся на десятки тысяч световых лет, возвышаясь над Млечным Путем, как две камеры гигантских песочных часов.

Вместе эти две сферы занимают примерно столько же места как сама галактика. Ученые советуют не вглядываться пристально в небо, они не видимы невооруженным глазом.

С 2010 года ученые знают, что наша галактика выдувает космические пузыри, и считают, что они, вероятно, были созданы каким-то турбулентным событием в центре галактики несколько миллионов лет назад. Однако, по словам ученых, открытие галактических дымоходов знаменует собой первую прямую связь между этими массивными газовыми шарами и относительно крошечным ядром Млечного Пути.

Ученым предстоит дальнейшее изучение дымоходов, чтобы выявить более точное происхождение пузырьков Ферми. По словам исследователей, в любом случае, очаг в центре галактики будет поддерживать огонь для нас, возможно, больший, чем кто-либо мог себе представить.