Хаббл запечатлел рождение гигантского шторма на Нептуне

Как и Большое Красное Пятно Юпитера, большие темные пятна Нептуна - это штормы, которые формируются из областей высокого атмосферного давления. Напротив, штормы на Земле формируются вокруг областей низкого давления.

Ученые видели в общей сложности шесть темных пятен на Нептуне за эти годы. Voyager 2 обнаружил два шторма в 1989 году. С момента запуска Хаббла в 1990 году он видел еще четыре таких шторма.

В новом исследовании планетологи проанализировали фотографии ледяного гиганта, сделанные за последние несколько лет, и зафиксировали рост нового большого темного пятна, которое стало видно в 2018 году.

Ученые впервые увидели большое темное пятно на Нептуне в 1989 году, когда зонд NASA Voyager 2 пролетел мимо таинственной голубой планеты. Когда космический корабль приблизился, он сделал снимки двух гигантских штормов, назревающих в Южном полушарии Нептуна. Ученые окрестили бури «темные пятна» и «темные пятна 2»

Всего пять лет спустя космический телескоп "Хаббл" сделал резкие снимки Нептуна, которые показали как Большое Темное пятно размером с Землю, так и меньшее темное пятно 2.

Новое большое темное пятно появилось на Нептуне в 2018 году, почти идентичное по размеру и форме тому, которое Voyager 2 видел в 1989 году.

Высотные облака состоят из кристаллов метанового льда, которые придают им характерный ярко-белый цвет. Ученые подозревают, что эти метановые облака сопровождают бури, которые образуют темные пятна, парящие над ними, как линзовидные облака покрывают высокие горы на Земле.

Компьютерные модели атмосферы Нептуна показали, что чем глубже шторм, тем ярче сопутствующие ему облака. То, что эти белые облака появились за два года до Большого Темного Пятна и что они потеряли некоторую яркость, когда он стал видимым, предполагает, что темные пятна могут возникнуть гораздо глубже в атмосфере Нептуна, чем считалось ранее, согласно новому исследованию.

Новые открытия показывают, как большие темные пятна Нептуна отличаются от Большого Красного Пятна Юпитера. Большое Красное Пятно наблюдается, по крайней мере, с 1830 года. Его возраст может быть до 350 лет. Тонкие струйные потоки на Юпитере не дают Большому Красному Пятну распасться и изменить широту. Оно вращается вокруг Юпитера, но не движется ни на север, ни на юг.

Нептуновы ветры действуют гораздо более широкими полосами вокруг планеты, поэтому штормы, подобные большому темному пятну, медленно дрейфуют по широтам. Эти штормы обычно парят между западными экваториальными ветровыми струями и восточными течениями в более высоких широтах, прежде чем сильные ветры разнимают их.

Планетологи надеются в дальнейшем изучить изменения формы вихря и скорости ветра в штормах, которые образуют темные пятна. Более частые наблюдения с помощью Хаббла помогут нарисовать более четкую картину того, как развиваются штормовые системы на Нептуне.