Медузавирус перевернул представление об эволюции организмов

Исследователи обнаружили новый гигантский вирус в горячих источниках на севере Японии. Это уникальный генетический состав гистонов и капсидных белков дает новое представление об эволюции вирусов.

Исследовательская группа, состоящая из ученых из Киотского университета, Токийского университета науки, Национального института физиологических наук и Токийского технологического института, сообщает, что уникальный гигантский вирус дает паузу современной теории вирусной эволюции.

После заражения амеба образует цисты, явление, называемое инцистирование. Это типичная реакция на окружающую среду, враждебную выживанию, она оставляет амебу с твердым защитным покрытием. Возможно, это не было совпадением, что медузавирус был обнаружен в горячих источниках на севере Японии. Это первый гигантский вирус, который был выделен из нагретой среды.

Наряду с местом своего открытия медузавирус обладает рядом отличительных особенностей по сравнению с другими гигантскими вирусами. Его ДНК кодирует все пять типов гистонов, ключевых белков, которые помогают компактировать ДНК в ядре. На самом деле, ни один другой известный вирус не имеет всех пяти типов. Кроме того, медузавирус не кодирует ни РНК-полимеразу, ни ДНК-топоимеразу II, тогда как все остальные гигантские вирусы кодируют, по крайней мере, один.

Эти особенности могут объяснить, почему репликация ДНК медузавируса начинается и завершается в ядре хозяина, чтобы в конечном итоге заполнить ядро амебы вирусной ДНК, которая опять же не похожа на другие гигантские вирусы

Более того, морфология поверхности капсида уникальна тем, что она покрыта необыкновенным количеством шипов со сферическими головками. Кроме того, геном амебы кодировал несколько поверхностных белков капсида.

Существование генов гистона в медузавирусе и генов капсидного белка в амебе предполагает латеральный перенос генов в обоих направлениях: от хозяина к вирусу и от вируса к хозяину.

В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что медузавирус предлагает новую модель коэволюции вируса -хозяина и что медузавирус представляет собой новое семейство крупных ДНК-вирусов.