Раннее наступление весны в некоторых районах Арктики обусловлено таянием снега зимой раньше, чем в предыдущие десятилетия, и повышением температуры, как свидетельствуют исследования.
Результаты исследования растений на прибрежных участках вокруг арктической тундры помогают ученым понять, как регион реагирует на изменение климата и как он может продолжать адаптироваться.
Исследователи изучали время активности сезонной растительности, которая действует как барометр для окружающей среды. Изменения в сроках появления листьев и цветов могут отражать или влиять на изменения в климате.
Команда ученых из разных стран собрала данные об озеленении и цветении 14 видов растений на четырех участках в Аляске, Канаде и Гренландии.
Они стремились понять, какие факторы оказывают наибольшее влияние на сроки появления весенних растений в тундре: температура, таяние снега или таяние морского льда.
Установлено, что различия в сроках появления листьев и цветов на растениях между участками связаны со сроками локального таяния снега и, в меньшей степени, с температурами.
В тундре листья и цветы появились на 20 дней раньше, чем два десятилетия назад. В течение того же периода весенние температуры в среднем нагревались на 1 градус Цельсия каждое десятилетие, в то время как потеря морского льда произошла примерно на 20 дней раньше в разных регионах.
Наибольшее влияние на сроки наступления весны оказало общее таяние снега, которое за два десятилетия увеличилось примерно на 10 дней.
По словам ученых, в экстремальном климате арктической тундры, где лето короткое, таяние зимних снегов, а также потепление температур являются ключевыми факторами времени весны. Это поможет понять, как реагируют арктические экосистемы на потепление климата.