Модернизированный телескоп слышит новые тона в космической песне гравитационной волны

Космическая музыка уже ворвалась в жизнь человека. Ученым удалось записать удивительную мелодию Вселенной с помощью радиотелескопов.

Это только кажется, что в космосе полнейшая тишина. Он полон звуков, услышать которые помог телескоп. Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo слушали эту песню в течение многих лет. И только после ряда улучшений они расширили диапазон и рассказали о том, кто создает музыку Вселенной.

Когда массивные объекты сталкиваются в космосе, они посылают волны, струящиеся сквозь материю пространства-времени. Эти гравитационные волны были предсказанием теории общей теории относительности Эйнштейна. Их не могли собрать до 2015 года. С тех пор сигналы поступали настолько регулярно, что они стали почти обыденными.

То, что космос наполнен звуками, это уже не новость. Удивило то, то наблюдатели обнаружили волны более высокой частоты, чем когда-либо прежде. Они приняли странный новый сигнал, обозначенный GW190412. Это были волны с частотами в два или три раза превышающими обычно слышимую основную частоту.

Из этого исследователи смогли сделать вывод, что источником сигнала было столкновение двух черных дыр с очень разными массами. Одна в восемь раз больше массы Солнца, а другая в 30. Во всех других обнаруженных на сегодняшний день столкновениях с черными дырами масса двух объектов примерно одинакова.

По словам исследователей, они услышали в GW190412 безошибочный гравитационно-волновой гул высшей гармоники. Он был похож на обертоны музыкальных инструментов. В системах с неравными массами, такими как GW190412 это первое наблюдение такого типа. Обертоны в гравитационно-волновом сигнале намного громче, чем в обычных наблюдениях.

Исследователи говорят, что после столкновения неравных масс ясно видно, как гравитационные волны проникают сквозь космос. Это может помочь ученым более точно измерить определенные свойства. Например, как далеко находятся объекты, под каким углом на них смотрят с Земли, и как они вращаются. Сейчас команда изучает 54 других обнаруженных в прошлом году кандидата. Ученые ожидают от них дополнительные подсказки.