Археология и древняя история могут многое рассказать о большой приспособляемости нашего вида. Экстремальные события и раньше угрожали homo sapiens, но общество и экономика продолжали развиваться.
Ученые проанализировали связь в прошлом, изучая древние торговые пути и адаптации человека к экстремальным изменениям. Процессы урбанизации и роста населения в древнем мире вызывали вспышки заболеваний и эпидемий. Это часто неожиданно приводило к росту экономики. По словам археолога, доктора Ани Котарба, Черная смерть, которая убила четверть или более жителей Европы и Ближнего Востока в 1300-х годах, привела к улучшению условий жизни и труда для рабочих, открыла рынки и способствовала росту экономики.
Она говорит, что археологические свидетельства показывают, что древние эпидемии возникли с основание городов и развитием экономики. Ученые впервые признали, что широко распространенные инфекционные заболевания начались в эпоху неолита. Это времена, когда небольшие группы охотников-собирателей перешли к оседлому образу жизни. Первые постоянные крупные поселения и движение к урбанизации увеличили число людей, живущих в тесном соседстве с друг с другом и со своими недавно одомашненными животными.
Это позволило впервые распространить зоонозные заболевания, такие как бубонные чумы. Уже в те времена население многих городов достигло более 100 000 человек, а в древнем Риме в 200 году нашей эры население достигло более 1 млн человек. С расцветом торговли ситуация стала более сложной. Торговые маршруты, по которым доставляли предметы роскоши и экзотические товары, такие как специи, были причиной массовых вспышек инфекционных заболеваний в древнем мире, а также в средневековье и в начале современной эпохи.
Доктор Котарба говорит, что homo sapiens один из наиболее адаптируемых видов на Земле. Он пережил и выжил даже после извержения вулкана Тоба, когда на всей планете осталось всего 3 000–10 000 человек. И пережил чуму Юстиниана, которая убила от 25 до 50 млн человек. Человек выжил как вид с более адаптируемыми чертами, которыми пользуются те, кто выжил.
Будем надеяться, что, как и наши предшественники в Древнем Египте, Риме и средневековой Британии, выйдем из нашей изоляции сильнее и хотелось бы надеяться, что и мудрее.