Детские психологи: ребенок тренирует волю первыми истериками

Марина Романенко составила алгоритм работы с проблемными эмоциями, а трудности ситуации проанализировала Наталья Омельченко.

С истериками сталкивается каждый родитель. Это мало кого оставляет спокойным. Через это проходят все дети. Со временем они обычно сходят на нет. Общих правил тут быть не может.

Детские психологи думают об этом по-разному. Наталья Омельченко, например, считает: истерики — обязательный этап развития. С их помощью малыш начинает осознавать себя как личность, учится хотеть, тренирует волю. Первыми истериками дети совершают «пробы на зубок». Эмоции малыш осознаёт ещё плохо, сильные чувства его пугают. Не справляясь с болью, яростью, злостью, обидой, он впадает в истерику.

Логично предположить: по реакции родителей ребёнок делает вывод — выгодно это или нет. Если истерика «работает» и родители «сдаются», малыш будет и дальше использовать «пробный приём». Не помогает — будет искать другие способы.

Например: малыш упал и сбил себе коленки. Он ещё не понимает, как реагировать, растерян. Мама испугается — малыш заплачет. И будет делать это часто, чтобы взять взрослых «на крючок». Если же родитель не хочет истерики, то он спокойно подойдет и скажет, что это не страшно, скоро заживёт. Тогда ребёнок просто побежит играть и резвиться дальше.

Когда родители злятся, начинают запугивать, малыш замыкается, боится проявлять чувства. Он может так и не научиться понимать, что чувствует. Становится робким и безвольным, наталкиваясь на жёсткое сопротивление.

Такое же мнение у ещё одного детского психолога Марины Романенко:

«Самый неудачный способ справиться с детской истерикой — игнорировать её или гневаться. Это только напугает ещё больше».

 Психолог предлагает алгоритм из 5 действий, который поможет справиться с истерикой в любом возрасте:

  • Реакция: дать понять ребёнку, что его слышат и видят.
  • Присоединение: обнять, взять на руки, посадить на колени. Попытаться установить контакт глаза в глаза.
  • Анализ: понять, что за эмоцию ребёнок испытывает и задать короткий вопрос: «Тебе больно?», «ты злишься?». Это вызовет его на контакт, начнётся диалог.
  • Глубокий анализ: расспросить ребёнка, что он чувствует, почему. В форме вопрос-ответ: «Ты упал?», «ты хочешь эту игрушку?»
  • Ответ: подробно и спокойно объяснить, почему он не получит желаемое и предложите что-то в замен.
    Лучший же способ избежать истерик — никогда не игнорировать ребёнка.