Почему с внедорожников исчезают рамы и что это значит

За последние пару десятилетий даже такие модели как Nissan Pathfinder и Land Rover лишились рамы — стоит разобраться, с чем связана такая тенденция.

Еще с 90-х годов прошлого века в России автолюбителями ценились рамные внедорожники, поступавшие к нам из Японии — к примеру, Toyota Land Cruiser Prado, Nissan Pathfinder. Такой интерес понятнен: рамный внедорожник — это брутально, дорого и «проходимо». Однако годы идут, и все большее количество некогда культовых «рамников» лишаются своего главного атрибута. Да что уж там, даже грядущему поколению «Прадо» пророчат безрамную конструкцию.

Около недели назад китайское автомобильное издание Autohome со ссылкой на неизвестные иностранные СМИ заявило, что новая генерация японского внедорожника поменяет раму на платформу TNGA. Пусть объективных причин им доверять нет, определенная вероятность такого исхода для модели возможна: в конце концов, конкурент из Японии Pathfinder, «кореец» KIA Sprotage и соперник из Британии Land Rover в своей основе рамы не имеют уже довольно давно.

Для того, чтобы понять, хорошо это или плохо, стоит задаться вопросом «а для чего нужна рама?». Кто-то скажет: это прочность и безопасность. Если с безопасностью можно согласиться, так как «рамники» выдерживают лобовые столкновения хоть и ненамного, но лучше, чем машины с несущим кузовом, то прочность может быть и преувеличена: колесо при ударе об бордюр на скорости 60 км/ч оторвет и у того, и у другого. Комфорт от трясущейся рамы так себе, долговечность тоже — по опыту владельцев таких внедорожников, в том числе Toyota Land Cruiser Prado, можно сказать, что рама гниет в два раза быстрее, чем кузов легковушки.

В попытках усилить жесткость конструкции инженеры не могли изобрести ничего лучше, чем уже существующий силовой каркас. По поводу безопасности рамы иной раз и вовсе давали маху: по результатам краш-тестов EuroNCAP, опоры рамы Nissan Pathfinder и Navara даже при лобовом столкновении, в которых, по идее, «рамники» должны быть обгонять несущие кузова, пробивали дно и калечили ноги водителя и пассажира.

В целом, по сути своей рама — архаизм. В то время, как жесткость автомобилей с несущим кузовом постоянно повышают, с рамой такое проделать крайне сложно, так как её конструкция этого не позволяет. Её единственное преимущество состоит в том, что заменить одну раму, которая принимает на себя удар, дешевле, чем восстанавливать помятый кузов.

Поэтому на вопрос о том, радоваться или плакать от постепенного ухода рам, пожалуй, ответом станет «радоваться», а также удивляться, как «Прадик», который может лишиться рамы, так долго протянул на рынке со своей устаревающей конструкцией.