В то время, как большая часть Европы вводит чрезвычайные ограничения для замедления распространения коронавируса, Швеция не ограничивает своих граждан.
Страна использует либеральный подход к борьбе с вирусом. Несмотря на то, что ее ближайшие соседи, Дания и Норвегия, закрывают все, кроме основных служб, шведы могут свободно общаться и вести привычный образ жизни. Хотя университеты и средние школы закрыты, детские сады, бары, рестораны, горнолыжные курорты, спортивные клубы и парикмахерские остаются открытыми.
Улицы Стокгольма заметно тише, чем обычно, но по-настоящему шумные по сравнению с улицами Копенгагена, Осло, Лондона, Парижа и Рима. Стоять в барах запрещено, но если найти место, здесь можно свободно провести ночь. Из других предпринятых шагов запрещены собрания более 50 человек.
За исключением Белоруссии, которая даже не приостановила свою футбольную лигу, ограничения Швеции самые мягкие. Это побудило наблюдателей как внутри страны, так и за ее пределами задаться вопросом: играют ли они со здоровьем нации или принимают соразмерные ответные меры.
Премьер-министр Стефан Лофвен сказал: «Мы все, как отдельные лица, должны взять на себя ответственность. Мы не можем издавать законы и запрещать все».
Последние данные в Швеции показывают почти 3500 случаев заражения и 105 смертей. Но правительство не видит необходимости вводить жесткие ограничения. Шведский шаг позволил предприятиям работать, это уменьшило влияние на экономику страны. Кстати, общественность считает его более разумным направлением действий, чем драконовские шаги, предпринятые в других странах.
По мнению шведов, правительство, доверяющее своим гражданам, должно приветствоваться в свободном обществе. На практическом уровне отказ от драконовских мер не позволяет панике распространяться среди населения. Граждане верят, что их политики действуют в общественных интересах. Их склонность обращаться со взрослыми, как со взрослыми, помогает сохранению этого доверия.
Жертв Covid-19 не избежать, но жизненно важно, чтобы общественное доверие к правительству не было одной из потерянных вещей. Правительство Швеции делает ставку на рекомендациях, а не на принуждении. Швеция позволяет своей экономике функционировать на более нормальном уровне, чем остальная Европа, которая практически закрылась.