Экономическая опасность коронавируса выше, чем его риски для здоровья населения.
Триллионы долларов, выпавшие с финансовых рынков на этой неделе, будут только началом, если правительства не вмешаются. И если президент Трамп продолжит в том же стиле, это может повлиять на его шансы на переизбрание.
Эпидемия превратилась в идеальный шторм. Она вызвала крах фондового рынка, нефтяную войну между Россией и Саудовской Аравией и реальную войну в Сирии. А уж она добавила кризис мигрантов. Человеческие страдания могут прийти в форме болезни и смерти. Вместе с ними придет и неспособность оплатить счета или потерять свой дом.
Закрытие заводов в Китае нанесло значительный удар по экономике. Китай является крупнейшим экспортером в мире и отвечает за треть мирового производства. Проблема Китая это проблема всех, даже в разгар торговой войны между Белым домом и Пекином. Хуже всего то, что правительства продолжают рассматривать коронавирус как кризис в области здравоохранения, а не экономический. Настало время, чтобы экономисты взяли верх над врачами, прежде чем распространится настоящая пандемия.
Если правительства не вмешаются быстрее и сильнее, чем 12 лет назад во время последнего финансового кризиса, произойдет глобальный спад. Только на этот раз ставки выше. И агрессивная торговая политика, которую с энтузиазмом принял Трамп, не спасет.
Почти идеально синхронизированная с коронавирусом, разразилась российско-саудовская нефтяная война. В краткосрочной перспективе и Москва, и Эр-Рияд могут позволить себе 30-процентное снижение цены на нефть в одночасье. Но американский бизнес по добыче сланцевого газа не может.
Большая часть нефтяного сектора США просто не будет существовать, если цены на нефть останутся на минимуме. Это приведет к остановкам, потере рабочих мест и, возможно, даже к рецессии на государственном уровне. Президент Трамп предложил меры, которые помогут выжить работодателям и служащим. В Великобритании канцлер Риши Сунак обнародовал «Бюджет на коронавирус».
Чтобы пережить эти сдвиги странам необходимо будет защищать будущее своих предприятий, больших и малых. А также искать возможности извлечь выгоду из нового экономического мирового порядка, а не отрицать его. Игнорирование этих изменений будет еще более вредным, чем любая пандемия.