В борьбе за живучесть они израсходовали все средства пожаротушения, имевшиеся на борту. Наиболее вероятно, что смерть моряков наступила от взрыва, когда уже готовилась их срочная эвакуация.
При этом, экипаж «Лошарика» мог спастись, если бы после начала возгорания на борту АС-31 эвакуировался на лодку-носитель. Подводники предпочли спасать не только себя, но и станцию. Их действия соответствовали «Руководству по борьбе за живучесть».
Вечером 1 июля гидронавтами завершалось проведение контрольного выхода АС-31. Впереди предстояло выполнение боевого задания.
До этого на аппарате проводилось плановое обслуживание. После этого с помощью атомной лодки-носителя «Подмосковье» АС-31 была доставлена в Мотовский залив Баренцева моря на один из полигонов Северного флота.
Затем, двумя сменными экипажами АС-31 была проверена работа механизмов и устройств на глубоководном аппарате. После этого состоялся контрольный выход.
По его окончании, пристыкованный к лодке-носителю аппарат должен был вместе с экипажем возвратиться на базу. Однако, в момент стыковки, в аккумуляторном отсеке АС-31 появился дым.
Как правило, на подводных кораблях пожар, каким его привыкли видеть, не бывает. У конструкции и отделки в отсеках – негорючий материал. Механизмы также окрашены в негорючую краску. Поэтому, чаще всего, проявление пожара является не огонь, а дым. Поэтому, борьба с очагом возгорания проводится почти на ощупь.
По данным ряда источников, авария в начальной стадии, не представляла для экипажа большую опасность. Каждый из тех, кто находился на АС-31, имел возможность эвакуации на лодку-носитель посредством шлюзового устройства.
Также, каждый член экипажа располагал портативным дыхательным устройством. С помощью него можно было продержаться без кислорода и при сильном задымлении не меньше 20 минут.
Однако, в ВМФ действует «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок». Согласно нему, каждый член экипажа обязан остаться в том отсеке, где был застигнут пожаром, и именно там бороться с возникшей аварийной ситуацией.
Если оставить горящий отсек без приказа, это повлечёт уголовную ответственность. Отдельный указаний для тех, кто попал в такую ситуацию на глубоководном аппарате, нет.
Когда командиру доложили о появлении дыма в аккумуляторном отсеке, тот сообщил о пожаре командиру лодки-носителя. После этого последовал приказ перейти на неё всем, кто не будет задействован в его тушении.
Из АС-31 выбрались шесть человек. На станции остались 10 офицеров-гидронавтов. Они попытались справиться с пожаром.
Офицеры воспользовались всеми огнетушителями, баллонами пеногенерирующей установки и всеми четырьмя столитровыми ёмкостями с фреоном.
После окончания запасов, которые имели портативные дыхательные устройства, глубоководники подключились к шланговым дыхательным аппаратам, которые подают воздух из баллонов с высоким давлением.
Лишь после того, когда ряд членов экипажа стал терять сознание, командир спросил разрешение на эвакуацию на лодку-носитель. Чтобы помочь пострадавшим подняться на борт, рядом с шлюзовым устройством их встречали четыре гидронавта из второго экипажа.
Видимо, при подготовке к эвакуации и прогремел мощный взрыв. Предварительно сообщено, что его источником стала аккумуляторная батарея.