«Педагоги и родители — одна команда»: психолог Николай Веракса рассказал, как должно развиваться дошкольное образование

Выделяется две составляющие, которых не хватает детским садам сегодня.

Чем младше ребёнок, тем ответственнее подход к его воспитанию и обучению. Ведь в дошкольном возрасте закладываются базовые навыки, которые необходимы на протяжении жизни: инициативность, умение общаться и дружить, отстаивать своё мнение и слышать окружающих. По мнению родителей и специалистов некоторые российские садики ещё сохранили «дух» советского прошлого и это надо менять.

Екатерина Рыбакова, основатель фонда «Университет детства», считает, что современное развитие дошкольного образования должно быть «сориентировано на ребёнка, на поддержку его выбора и проявления инициативы». 

Помимо финансовых трудностей, выделяют две составляющие, которых не хватает детским садам сегодня:

Первое — нет понимания, что «педагоги и родители — одна команда», а это основа качественных изменений. Так считает Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук и научный руководитель Института изучения детства и семьи. Стоит отказаться от убеждения, что ребёнка отдают в детский сад на воспитание, и отношения к воспитателю «как к обслуживающему персоналу». Должна проходить системная работа между родителями и педагогами, нацеленная на единый результат — развитие ребёнка, через творчество, игру, спорт.

Второй момент — доверие к ребёнку. Это возможно, когда повышается доверие к педагогу, а тот даёт детям контролируемую свободу. Благодаря этому у малышей естественным образом формируются навыки, которые необходимы взрослому человеку: инициативность, предприимчивость, умение довести задачу до результата. 

Детский сады сегодня двигаются в правильном направлении и меняют устаревший подход к воспитанию. Николай Евгеньевич считает, что переход на новый уровень дошкольного образования — процесс небыстрый и может занять до 50 лет, но результат стоит этих ожиданий.