Одна из самых больших катастроф подводного флота СССР произошла 24 февраля в 1972 году. Большинство из тех, кто служили в ВМФ и СА Союза знали песню. «Спит девятый отсек. Спит девятый живой».
К-19 считалась очень невезучей субмариной. Над ней, как будто бы, нависло самое настоящее проклятие. Всё началось с того, что бутылка шампанского не разбилась при спуске атомной подлодки-ракетоносца на воду.
Самая страшная трагедия случилась на ней, когда К-19 возвращалась из Северной Атлантики после благополучного патрулирования. Лодка к той поре была в походе уже 36 дней. До дома оставалось не более десяти суток.
Именно в этот момент в девятом отсеке и было отмечено задымление. После этого субмарина срочно всплыла и пыталась обеспечить своё выживание на протяжении более трёх недель.
Первое правило при пожаре на субмарине заключается в том, чтобы полностью задраить переборки между отсеками. Каждый из находящихся в нём должен понимать, что спасение лишь в его руках. Открыть переборки, значит распространить пожар на всю лодку. Это не просто её гибель. Это мощнейший взрыв торпед и утечка радиации.
Учитывая сложность возникшей ситуации, командир К-19 принял решение заглушить ядерный реактор и всплыть. На поверхности в это время бушевал 9-балльный шторм. Волны достигали высоты в 14 метров и залили аварийный дизель.
Вновь запустить его не удалось. В итоге, лодка полностью обесточилась. А огонь из девятого отсека уже проник в восьмой. Разделяющая переборка 10 отсека раскалилась. Там в полной изоляции оказались 12 человек.
При этом, у них было лишь 4 дыхательных аппарата, 100 литров ржавой воды в одной из цистерн, 2 банки сгущёнки и 2 банки консервированной капусты. Спасти их удалось лишь 18 марта. Подводники настолько ослабели, что их выносили на руках. Глаза им плотно завязали, чтобы не повредить их ярким светом после стольких дней нахождения в абсолютной темноте.
К-19 подала сигнал бедствия. На помощь незамедлительно вышли сразу восемь судов под флагом СССР. Однако шторм, который со всей яростью бушевал восемь дней, мешал им приблизиться к субмарине. Авиация также не имела ни малейшей возможности сбросить на лодку ни продовольствие, ни спасательное имущество.
Первую группу моряков удалось снять лишь через неделю после того, когда ураган ослабел на 2 балла. Лишь после этого началась полная эвакуация. 105 моряков уцелели. 28 – фактически, сгорели заживо.
Это была самая громкая трагедия той невезучей субмарины. Нужно вспомнить, что первая из них произошла ещё в 1961 году, когда вышел из строя атомный реактор, а последняя – в 1982-м, когда на К-19 вновь произошёл пожар.
Специалисты связывают это с тем, что именно К-19 выступала в роли первого советского ракетоносца. Следовательно, на ней были многочисленные конструкторские недочёты. Лодке суждено было стать своеобразным первопроходцем.
Несмотря на все свои «проклятия», она оставалась в строю на протяжении многих лет, обеспечивая безопасность морских рубежей Союза.