Вопрос о том, чтобы не допустить развязывание гонки вооружений, стоит очень остро.
После выхода США из Договора о ядерных силах средней дальности в августе прошлого года Москва выразила обеспокоенность тем, что Вашингтон может допустить истечение срока действия нового договора о сокращении стратегических вооружений. Выступая на брифинге, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сказал, что если бы Соединенные Штаты не вышли из Договора по ПРО, сейчас не было бы этой ситуации с новыми системами.
Американцы отказываются понимать это и принимать эту простую логику. Они отрицают взаимосвязь между стратегическим наступательным и стратегическим оборонительным оружием. Администрация Трампа недавно предположила, что продление Нового договора потребует от России пойти на уступки в отношении ее новых гиперзвуковых ракетных систем. Что касается ядерного арсенала Китая, к нему тоже немало вопросов. Москва и Пекин отвергли такие предложения, указав на условия первоначального договора.
Владимир Путин предупредил, что близорукое решение Вашингтона сделало так, что мир рискует начать новую гонку ядерных вооружений. Путин также подчеркнул готовность России обсудить судьбу Нового договора о СНВ немедленно и без предварительных условий. Он предупредил, что «если этот договор прекратит свое существование, в мире не будет никакого инструмента для сокращения гонки вооружений».
Президент РФ убежден, что сегодня мир был бы другим, если бы наши американские партнеры приняли предложение о совместных проектах противоракетной обороны между США, Россией и Европой.
Вместо этого Вашингтон ускорил строительство компонентов противоракетного щита в Польше и Румынии. Системы, о которых российские официальные лица неоднократно предупреждали, могут быть модернизированы для дестабилизации стратегического баланса.
В последние годы российские ядерные силы получили или находятся в процессе получения ряда новых стратегических вооружений, в том числе межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 «Сармат», гиперзвуковой ракеты-носителя «Авангард» и гиперзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования «Кинжал». Эти системы, прежде всего, гарантия стабильности и ответных действий в случае массированного ядерного или ракетного первого удара США или НАТО против России.