В Вашингтоне серьезно опасаются, что их технология стелс, используемая на американских истребителях, больше не представляет собой проблему для Китая.
США серьезно обеспокоились этим вопросом после того, как китайские СМИ сообщили, что Народно-освободительная армия КНР нашла способ отслеживать передвижения истребителей-«невидимок» Raptor Lockheed Martin F-22 в районе Восточно-Китайского моря. Несмотря на то, что это утверждение можно воспринимать как обычную пропаганду, на самом деле это вполне возможно.
В конце концов, технология стелс — это не плащ-невидимка. Она просто увеличивает время обнаружения и отслеживания. Отметим, что стелс и электронная атака всегда имеют синергетическое отношение, потому что обнаружение связано с соотношением сигнала и шума.
Кроме того, если Raptor оснащен внешними топливными баками, как это часто бывает во время морских миссий он не способен применять стелс технологию.
Во время стандартных операций в мирное время на самолет часто устанавливают линзу Люнеберга на вентральной стороне, что увеличивает его поперечное сечение на радаре. Но даже если взять в расчет боевую конфигурацию, F-22 не являются невидимыми для радаров противника, вопреки распространенному мнению. В том виноваты некоторые его ключевые элементы конструкции, такие как хвостовые плавники, в отличие от F-35, PAK-FA, J-20 или J-31. Это просто базовая физика.
Законы физики таковы, что тактический самолет-невидимка размером со средний истребитель должен быть оптимизирован для защиты от высокочастотных полос, таких как C, X, Ku и верхний диапазон S-полос. Поэтому радар, работающий в низкочастотной полосе, например системы управления гражданским воздушным движением почти наверняка способны обнаруживать и отслеживать тактические самолеты-невидимки. Однако более крупное воздушное судно, такое как Northrop Grumman B-2 Spirit, в котором отсутствуют многие элементы, вызывающие резонансный эффект, гораздо эффективнее против низкочастотных радаров, чем F-35 или F-22.
Россия, Китай и другие страны разрабатывают новые радары раннего обнаружения в диапазоне УВЧ и ОВЧ, которые используют еще более длинные волны. А комбинация высокоскоростных каналов передачи данных и низкочастотных радаров с фазированной решеткой способна обеспечивать еще более точное обнаружение воздушных объектов.