Женские кости могут повысить свою прочность с помощью клеток мозга

В печатном издании Nature Communications группа ученых Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе опубликовали итоги своих исследований в изучении клеток мозга в роли контроля плотности костей у представительниц женского пола.

Подсчёты показывают, что более 200 миллионов людей по всему миру страдают от остеопороза - заболевания костей, которое ослабевает их составляющую настолько, что к переломам может привести обычный кашель. В здоровом организме человеческие кости всегда обновляются, самостоятельно разрушая костную массу и заменяя её новой. С возрастом рабочий процесс этого цикла ухудшается и приводит состояние костей к хрупкости и пористости.

Женский организм сильно подвергается большому риску заболевания остеопороза после перенесения менопаузы по причине снижения уровня эстрогена - полового гормона, который отвечает за рост костей.

Группа исследователей из Америки доказала, что блокирование конкретных сигналов от клеток гипоталамуса даёт возможность самкам (но не самцам) мышей довольно сильно укреплять кости и соответственно иметь возможность сохранить их стойкость в пожилом возрасте. К таким результатам учёных привела случайность.

Однажды коллега лаборатории заметила, что генетическое истребление в нейронах гипоталамуса приводит животных-мутантов к наборе небольшого веса, делая их при этом менее активными. Сотрудница думала, что животное обрастает жиром или мышечной массой. Чтоб найти точку питания дополнительного веса, лаборантка решила воспользоваться сверхчувствительной лабораторной техникой, которая ещё и могла определить плотность кости.

К всеобщему удивлению общая масса мышиных костей увеличилась в 8 раз. Последующие исследования доказали, что подкорректированные животные могут сохранять плотность костей до старости. Обычные мыши начинают утрачивать костную массу приблизительно к 20-неделям проживания, а с коррекцией гена мыши сохраняют плотность костей в течении второго года жизни (для мышей такой возраст уже пожилой).

Автор изучения Холли Ингрэм предполагает, что в итоге полового созревания система эстрогенов в мозге женского пола сильно смещает ресурсы от роста костей к размножению. Также она заявляет, что такой вариант событий может привести к интенсивному ослаблению костей с возрастом.

Выводы такого исследования в дальнейшем приведут к находке нового способа лечения остеопороза у женщин пожилого возраста.