Цветы способны сохранить следы ДНК своих посетителей

Исследователи из Орхусского университета, Дания, обнаружили, что насекомые оставляют крошечные следы ДНК на цветах, которые они посещают. Недавно разработанный метод eDNA обладает огромным потенциалом для документирования неизвестных взаимодействий между насекомыми и растениями, отслеживания находящихся под угрозой исчезновения опылителей, таких как дикие пчелы и бабочки, а также для управления нежелательными видами вредителей.

ДНК окружающей среды (eDNA) может обеспечить обзор последовательностей ДНК в сложных образцах, таких как вода и почва. В предыдущих анализах проб воды из озер и океанов исследователи обнаружили следы ДНК насекомых, земноводных, рыб и китов.

Богатые цветами пастбища, такие как луга, обычно посещают сотни видов насекомых, таких как пчелы, бабочки, мухи и жуки, которые собирают пищу из цветов. Естественно, довольно трудно отслеживать, какие виды насекомых посещают какой цветок.

Сотрудники отдела биологических наук, Университет Орхуса, взяли анализы 50 цветов, куда входили семь различных видов растений. По мнению ученых, ДНК гораздо более распространена в окружающей среде, чем первоначально можно было бы себе представить. С помощью этого исследования ученые хотели проверить, может ли eDNA из цветов выявить, с какими насекомыми взаимодействовали цветы.

Исследователи были весьма удивлены. Анализы показали, что цветы посещали не менее 135 видов различных бабочек, пчел, мух, жуков, тлей, клопов-слепняков, пауков и т. д. Список можно продолжить.

Таким образом, цветы функционируют как пассивные сборщики ДНК, которые хранят данные о каждом посетителе цветка.

Это открывает совершенно новые возможности изучения взаимодействий между растениями и насекомыми. Полученные знания могут быть использованы во многих областях исследований, включая прикладные исследования в области борьбы с вредителями.

Новый метод также имеет важные перспективы в управлении исчезающими видами, такими как дикие опылители, что является неотложной задачей, поскольку многие группы насекомых, посещающих цветы, находятся под угрозой. Популяция нескольких диких пчел и бабочек в последние десятилетия значительно сократились, и в настоящее время многие виды вымерли.

Метод Эдна может обеспечить всесторонний обзор насекомых, участвующих в опылении различных растений. Ранее основное внимание почти полностью уделялось пчелам и бабочкам. Но, как оказалось, обнаружена ДНК широкого спектра других насекомых, которые также могут быть важными опылителями.