«Крыша мира» образовалась совсем недавно

Окаменелость древней пальмы помогает переписать историю Тибетского плато.

Сегодня центральное Тибетское плато, расположенное на высоте 4500 метров над уровнем моря, известно как «Крыша мира». Новые ископаемые и геохимические исследования показывают, что поднятие плато, возможно, произошло совсем недавно.

Окаменелости растений, обнаруженные в горных породах Тибетского плато, и новый анализ геохимии района переписывают историю подъема региона, получившего название «Крыша мира». Это новое исследование говорит о том, что история подъема на нынешнюю головокружительную высоту намного сложнее, чем просто подъем крыши.

Предыдущие исследования показали, что плато достигло своей нынешней высоты, около 4,5 километров над уровнем моря, в среднем, не менее 40 миллионов лет назад. Но химические доказательства, оставленные в горных породах региона, предполагают, что это не могло произойти раньше, чем около 40 миллионов лет назад, как считают исследователи.

Между тем, другая команда исследователей предполагает, что еще 25 миллионов лет назад регион еще не был плоским, продуваемым ветром плато. Вместо этого это был разнообразный ландшафт крутых гор, окружающих глубокую долину, где росли пальмы.

По словам палеоклиматологов Тюбингенского университета, Германия, подъем Тибетского плато изменил атмосферные модели в регионе, вызвав начало муссонов в Южной Азии, а также высыхание внутри Азии. На самом деле, плато настолько высокое, что оно влияет на атмосферу по всему земному шару, изменяя температуру, осадки, влажность и облачный покров.

Еще не ясно, когда именно это все началось. Около 55 миллионов лет назад индийский субконтинент врезался на север в азиатскую плиту, и земля между ними прогнулась. Родился горный хребет Гималаи, и Тибетское плато к северу от гор было вытеснено вверх.

Предыдущие методы оценки изменений высоты региона с течением времени давали различные ответы на вопрос о том, сколько времени это заняло. Один из них, называемый палеоалтиметрией, использует изотопы кислорода, формы элемента с одинаковым числом протонов, но разной массой.

Предыдущие анализы соотношения изотопов, сохраненных в минералах карбонатных пород, наряду с датами этих пород, показали, что плато должно было быть более 4 километров в высоту, по крайней мере, 40 миллионов лет назад.

Другой способ выяснить временную шкалу - использовать окаменелости растений видов с ограниченным диапазоном температур или допусков по высоте. Судя по окаменелостям, плато образовалось гораздо раньше, чем 40 миллионов лет назад.

Открытие окаменелой пальмовой ветви на территории современного центрального Тибетского плато говорит о том, что 25 миллионов лет назад этот регион не был ни таким высоким, ни таким плоским, как сегодня. Основываясь на вероятной холодостойкости пальмы, исследователи предполагают, что дерево выросло в глубокой древней долине, которая в то время была не выше 2,3 км над уровнем моря. Подъем на плоское плато, должно быть, произошел когда-то после этого, по словам исследователей.

Палеоботаники из Китайской академии наук в Менгле датируют окаменелости пальм примерно 25 миллионами лет назад. Основываясь на способности живых родственников растения — всех тропических и субтропических видов — переносить холод, исследователи пришли к выводу, что в то время регион не мог находиться более чем на высоте 2,3 километра над уровнем моря.

По мнению ученых, то, что считается Тибетским плато, на самом деле было мозаикой тектонических блоков Земли, каждый со своей историей высот.

Эта история началась около 200 миллионов лет назад, во время предыдущего тектонического столкновения с азиатской плитой. К тому времени, когда Индийский субконтинент начал свое столкновение, части того, что сейчас находится на плато, были уже на высоте 4,5 км над уровнем моря.

Долина, в которой жила пальма, существовала от 60 до 20 миллионов лет назад и содержит гораздо больше ископаемых находок, которые намного старше пальм. Эти окаменелости говорят о том, что дно долины было местом разнообразной субтропической экосистемы. Но по мере того, как столкновение Индийской плиты с Азией продолжалось, осадки размывались с горных хребтов, в конечном итоге заполнили долину, образуя высокое плоское плато.

Растения и изотопные возвышенности говорят об одном: центральная часть того, что сейчас является Тибетским плато, поднялась на свою нынешнюю высоту гораздо позже, чем когда-либо предполагалось.