Быстро истончающийся ледник Гренландии загнал ученых NASA в тупик

Самый быстро истончающийся ледник Гренландии недавно бросил вызов ученым. Он на самом деле растет.

Они поняли, что вместо того, чтобы сжиматься, ледник на самом деле становится толще. Об этом ученые сообщили в новом исследовании.

Ледник, известный как Якобсхавн, который находится на западном побережье Гренландии, по- прежнему способствует повышению уровня моря, но он теряет меньше льда, чем ожидалось. Исследователи обнаружили, что вместо того, чтобы истончаться и отступать вглубь страны, его лед сгущается и приближается к океану.

После долгих поисков группа ученых из Соединенных Штатов и Нидерландов обнаружила, что ледник, вероятно, растет из-за более холодных океанских течений. В 2016 году течение, проходящее мимо ледника Якобсхавн, было прохладнее обычного, что сделало воды вблизи ледника самыми холодными с середины 1980-х годов.

Это более прохладное течение пришло из северной части Атлантического океана, более чем в 966 километрах к югу от ледника, согласно данным миссии NASA Oceans Melting Greenland и другим наблюдениям.

Находка застала ученых врасплох. По словам исследований, похоже, что холодная вода является результатом климатической модели, известной как Североатлантическое колебание, которое заставляет Северный Атлантический океан медленно переключаться между теплыми и холодными водами примерно раз в 20 лет.

Холодная фаза только недавно началась и охладила Атлантический океан в целом. Кроме того, некоторое дополнительное охлаждение воды вокруг юго-западного побережья Гренландии помогло сохранить ледник холодным.

Но это резкое изменение не будет длиться вечно. Как только климатическая картина вернется, Якобсхавн, скорее всего, начнет таять быстрее и снова истончаться, так считают исследователи.

Якобсхавн получает временный перерыв от этой климатической модели. В конечном счете океаны нагреваются. И то, что океаны оказывают такое огромное влияние на ледники, по мнению ученых, плохая новость для ледового щита Гренландии.

Ученые наблюдали Якобсхавн на протяжении десятилетий. После потери ледяного шельфа в начале 2000-х годов (ледяной шельф заставляет ледник течь в океан медленнее, как грязь, забивающая сток) Якобсхавн начал терять лед с тревожной скоростью. Между 2003 и 2016 его толщина (сверху донизу) уменьшилась на 152 метра.

Но в 2016 году вода, текущая от южной оконечности Гренландии к ее западной стороне, охлаждается более чем на 2,7 градуса по Фаренгейту (1,5 градуса Цельсия). Между тем, изменение климата привело к охлаждению Атлантического океана вблизи Гренландии примерно на 1 градус Цельсия между 2013 и 2016 годами. К лету 2016 года эти холодные воды достигли ледник, и они, вероятно, стали причиной того, что Якобсхавн замедлил темпы потери льда в океан, предполагают исследователи.

В целом, Якобсхавн вырос примерно на 30 м в период 2016 и 2017 годами, отметили исследователи. Но, как уже упоминалось, ледник по-прежнему способствует повышению уровня океана во всем мире, поскольку он по-прежнему теряет больше льда в океан, чем набирает от накопления снега, уверены исследователи.

Выводы специалистов, особенно о том, как быстро лед реагирует, будут важны для прогнозирования повышения уровня моря, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.