Ветер перемен: солнечная изменчивость оказывает сильное влияние на циркуляцию Уокера

Международная группа исследователей из Великобритании, Дании и Германии выявила, что в периоды повышенной солнечной радиации пассаты ослабевают, а циркуляция Уокера в тропической части Тихого океана смещается на восток.

Ученые обнаружили убедительные доказательства следов 11-летнего цикла солнечных пятен в тропическом Тихом океане.

Они проанализировали исторические временные ряды давления, поверхностных ветров и осадков с особым упором на циркуляцию Уокера - обширную систему атмосферных потоков в тропическом Тихоокеанском регионе, которая влияет на характер тропических осадков. Ученые показали, что в периоды повышенной солнечной радиации, пассаты ослабевают, и циркуляции Уокера смещаются на восток.

По словам исследователей, им приходится иметь дело с очень короткой записью наблюдений в тропическом Тихом океане. Необходимо быть очень осторожными с тем, как отфильтровываются другие межгодовые колебания. После тщательной обработки данных, охватывающих последние 60 лет, было обнаружено сильное замедление работы клетки Уокера в течение лет, связанных с максимумами солнечного цикла.

Анализ показывает, что в тандеме с изменениями аномалий ветра доминирующие модели тропических осадков смещаются в центральную часть Тихого океана во время максимумов солнечного цикла. В результате количество осадков уменьшается над Индонезией и в западной части Тихого океана и увеличивается над центральной частью Тихого океана.

Вопрос о влиянии Солнца на климат является долгим и спорным, поскольку имеются многочисленные утверждения, которые в большинстве случаев не выдержали надлежащего статистического контроля. Но помимо статистической проверки существует еще более сложная проблема: каким образом незначительные изменения в поступающей солнечной радиации могут дать значительные климатические сигнатуры?

Оказалось, величина аномалий ветра просто не может быть объяснена только радиационными соображениями. С помощью глобальной климатической модели этот механизм был найден в динамической связи между циркуляциией в атмосфере и океаном в тропической части Тихого океана.

Усредненный по земному шару отпечаток температуры поверхности солнечного цикла едва достигает 0,1 К в солнечном максимуме, это почти в 8 раз слабее тенденций глобального потепления, наблюдавшихся в 20 веке.

Тем не менее, даже такое слабое потепление поверхности влияет на циркуляцию Уокера через изменения в глобальной гидрологии. По мере прогрева поверхности водяной пар в атмосфере увеличивается с большей скоростью, чем теряется при выпадении осадков. Это хорошо проверенный механизм при моделировании повышенных концентраций CO2, но оказывается, что он работает и в рамках 11-летнего солнечного цикла.

В настоящее время исследователи надеются, что если взаимодействие между этими механизмами будет должным образом представлено другими климатическими моделями, то это может дать возможность улучшить навыки десятилетних прогнозов в этом регионе.