Путешествие к Большому взрыву через литий звезды Млечного Пути

Исследователи из Института астрофизики Канарских островов и Кембриджского университета обнаружили литий в примитивной звезде в нашей галактике.

В астрофизике любой элемент тяжелее водорода и гелия называется металлом, а литий - один из самых легких металлов. Исследователи из IAC и Кембриджского университета смогли обнаружить литий в примитивной звезде. Это звезда J0023+0307, открытая год назад той же командой ученых с помощью телескопа Gran Telescopio Canarias и телескопа Уильяма Гершеля.

Это открытие может дать важную информацию о создании атомных ядер (нуклеосинтеза) в Большом Взрыве. Как отмечают исследователи, эта примитивная звезда удивляет своим высоким содержанием лития и его возможным отношением к первичному литию, образовавшемуся в результате Большого взрыва.

Эта звезда похожа на наше Солнце, но с гораздо меньшим содержанием металла, чем одна тысячная часть Солнечной металличности. Этот состав подразумевает, что звезда образовалась в первые 300 миллионов лет Вселенной, сразу после сверхновых, отмечающих заключительные фазы первых массивных звезд в нашей галактике.

Как объясняют исследователи, содержание лития в этой примитивной звезде аналогично содержанию других бедных металлами звезд в гало нашей галактики, и они определяют, грубо говоря, постоянное значение, независимо от значения содержания металла звезды.

Литий, синтезированный в Большом взрыве, является очень хрупким металлом, который легко разрушается в недрах звезд ядерными реакциями при температуре 2,5 миллиона градусов или выше. Поскольку основа атмосферы этого типа бедных металлами звезд не достигает этой температуры, литий остается в них практически на всю жизнь.

J0023+0307 все еще находится в главной последовательности, фазе, в которой звезды проводят большую часть своей жизни, и ее возраст почти равен возрасту Вселенной.

Звезда J0023+0307 сохраняет это постоянное содержание лития в звезде с очень низкой металличностью, и поэтому понятно, что литий должен был образоваться на еще более ранней стадии эволюции Вселенной.

Эти измерения были проведены с помощью спектроскопии высокого разрешения на одном из телескопов. Звезда была обнаружена с помощью спектроскопии с приборами ISIS на WHT (4,2 м) и OSIRIS на GTC (10,4 м) в обсерватории Роке-де-лос-Мучачос МАК (Гарафия, Ла-Пальма).