Изменение климата и чрезмерный вылов рыбы потрясли жизнь в океане, но некоторые виды животных живут лучше, чем другие. Изначально Мировой Океан был не таким враждебным местом для жизни. Виды, которые сейчас называют океан своим домом, развивались на протяжении тысячелетий и процветали в его глубинах.
То, что нам кажется ошеломляющим - способность рыбы жить, например, в семи километрах под водой, - это просто повседневная жизнь для некоторых животных. «Эта среда не враждебна им - как будто мы находимся в наших жилых комнатах», - говорит Мэтью Савока, исследователь докторской диссертации на морской станции Хопкинса в Стэнфордском университете в Монтерее.
Например, плавание с шестью самцами рыбы, навсегда слитыми с ее телом, - это просто нормальная часть жизни для самок рыб-удильщиков. Мужчина впивается зубами в женщину, и каждый его орган, кроме его яичек, отмирает, пока он не становится паразитом, свисающим с ее тела. Ничего необычного - это просто часть глубоководной жизни.
Хотя океаны со временем меняются, например, когда Земля периодически повторяет ледниковые периоды и выходит из них, эти изменения происходят постепенно, и виды эволюционируют, чтобы справиться с ситуацией.
«Но люди наносят ущерб [океану] глобально, будь то перелов, пластик или что-то еще, и мы делаем это очень быстро», - говорит Савока. «Это частое, постоянное нападение».
Для многих животных эволюция просто не успевает за изменениями, вызванными человеком. Пластики, неустойчивая рыбалка, подкисление океана и потепление воды, среди прочего, сделали океан более враждебным местом для животных, которые там живут.
Долгоживущие животные, такие как альбатросы и голубые киты, эволюционируют очень медленно на протяжении тысячелетий. Но пластик, например, существует только 60 лет - по сути, это продолжительность жизни одного животного. Савока говорит, что поколениям этих долгоживущих видов может понадобиться 60 000 лет, чтобы привыкнуть к жизни с ним. Океан по сути стал минным полем пластика.
Животные, которые часто размножаются и имеют короткую продолжительность жизни, такие как мелкая рыба и планктон, эволюционируют быстрее. «Их виды могут быть спасены эволюцией», - говорит Савока.
То, как животные живут в океане, также влияет на их способность адаптироваться к изменениям. Например - специалисты, которые обычно являются хищниками, такими как косатки и акулы, которые развиваются, чтобы процветать в очень специфической среде и питаться определенной добычей. По словам Савоки, поскольку они настолько узки, что они профессионалы в использовании своей среды обитания, они ужасно приспосабливаются к изменениям. Когда их окружение меняется или их основной источник питания истощается, они оказываются в незнакомых обстоятельствах, к которым им трудно адаптироваться.
Кроме того, есть универсалы - например, атлантическая треска и камбала, - которые являются «мастерами на все руки, но не хозяинами», говорит Савока. Они могут процветать в самых разных условиях и питаться по-разному. Хотя универсалы не доминируют в окружающей их среде, как хищники, они могут адаптироваться, когда их среда становится непредсказуемой.
Людские акции по уничтожению, такие как столетия ловли трески или китобойного промысла в Северной Атлантике, одинаково затрагивают как универсальных, так и специализированных видов. По словам Савоки, это «убийство в виде резких ударов» создает волновой эффект во всех экосистемах и пищевых цепях.
«Мы выловили 95 процентов китов менее чем за 100 лет, что является самой быстрой потерей биомассы в истории», - говорит Савока. «Люди - такие эффективные машины для убийства, что способны удалить целые виды с планеты менее чем за столетие».