Учёные впервые нашли в атмосфере экзопланеты калий

Вероятность отыскания данного элемента на подобных объектах Вселенной была предсказана ещё около 20-ти лет тому назад. Однако, до настоящего времени такая возможность ничем не была подтверждена.

Лишь сейчас учёные, работающие в Потсдамском астрофизическом институте, впервые нашли в атмосфере далёкой экзопланеты калий. Это удалось при новом исследовании, в ходе которого был использован Большой бинокулярный телескоп, находящийся в американском штате Аризона.

Учёные предполагали, что калий возможно найти в атмосфере газообразных планет, называемых «горячими Юпитерами». Температура их оболочки вполне может достигать показателя в несколько тысяч градусов по Кельвину, благодаря близости к своим звёздам. А, значит, там может содержаться не лишь калий, а, ещё, и натрий.

Натрий после этого, действительно, удалось обнаружить достаточно быстро при помощи приборов, у которых было высокое разрешение. А вот калий, учёным найти никак не удавалось. Это стало представлять настоящую загадку не только для физики атмосферы, но и для химии.

Обнаружение химических элементов может произойти через анализ световых спектров «родной» звезды во время прохождения планеты перед её диском. Всё дело в том, что у различных элементов разные сигналы по поглощению в образовавшемся спектре.

Образовывающиеся при этом тёмные линии могут многое рассказать о том, каков химический состав той или иной планеты. Однако, атмосферы горячих Юпитеров характеризуются наличием облаков, что ведёт к ослаблению любых спектральных характеристик. Следовательно, они являются очень трудными для своего обнаружения.

Лучше других был изучен горячий Юпитер HD189733D. Он находится на расстоянии 64 световых года, при размерах, приблизительно, равняющихся параметрам настоящего Юпитера.

От него поступали расплывчатые и неточные сигналы о том, что там может происходить поглощение калия. Чтобы уточнить этот вопрос, учёные воспользовались Большим бинокулярным телескопом и имеющимися в их распоряжении спектроскопическими инструментами.

С помощью этого и было впервые обнаружено, что в атмосфере экзопланеты HD189733D есть калий.

Исследователи уверены, то, что им удалось обнаружить на далёкой планете этот химический элемент, является очень серьёзным шагом в исследованиях газовых оболочек дальних объектов Вселенной.