Ядерные осадки позволили определить возраст шотландского виски

Углеродно-изотопный анализ может помешать фальсификаторам. Ученые обнаружили, что половина бутылок виски, которые они тестировали, были не такими старыми, как указывалось на этикетке.

Поддельные односолодовые виски стали проблемой. Ученые нашли необычное решение. Радиоактивные осадки от ядерных испытаний в 1950-х и 1960-х годах могут помочь экспертам обнаружить поддельный виски. Ядерные бомбы, взорванные десятки лет назад, выбросили радиоактивный изотоп углерод-14 в атмосферу. Изотоп был поглощен растениями и другими живыми организмами.

Следы углерода -14 можно найти в ячмене, который был собран и дистиллирован для производства виски. При вычислении количество изотопа в партии виски, ученые могут определить, когда было произведено содержимое бутылки и соответствует ли возраст дате, написанной на этикетке. Такие методы, как инфракрасная спектроскопия и химический анализ, позволяют отделить подлинные виски от подделок.
Но эти методы не могут подтвердить возраст виски, согласно исследованию. По словам ученых, точное датирование виски на основе содержания углерода-14 может быть сложным. Собранный ячмень может храниться в течение многих лет, прежде чем его отправят на винокурню. Исследователи с помощью определенных расчетов скорректировали это.

Затем они оценили якобы редкие виски с 1847 по 1978 год. Результаты показали, что почти половина бутылок не были такими старыми, как предполагалось. Несмотря на ценники, которые красуются на дорогих бутылках, это не гарантия подлинности, согласно исследованию.