Древний человек заразил свиней сальмонеллой, а не наоборот

После того, что выяснили ученые, свиньи вызывают чувство жалости. В чем их только не обвиняли: они спровоцировали вспышку свиного гриппа, расстройство кишечника, а также брюшной тиф.

На самом деле все оказалось иначе. Люди первыми тысячи лет назад где-то подхватили сальмонеллу и, возможно, передали ее свиньям. Новое исследование показывает, что ранние фермеры в Евразии принесли с собой смертоносную форму сальмонеллы, когда перешли от кочевого образа жизни к сельскому хозяйству. Поселившись в тесных помещениях с домашними животными и их отходами, они заразились сальмонеллой от неизвестного животного носителя.

Вирус адаптировался к людям. Свиньи подхватили патоген позже, возможно, от людей или другого животного. Исследователи уже давно считают, что переход от фуражирования к сельскому хозяйству сделал людей нездоровыми. Первые земледельцы питались менее разнообразной и здоровой пищей, чем охотники-собиратели. Они также жили ближе к человеческому и животному корму, где сохраняются патогенные микроорганизмы.

Немногие инфекционные заболевания оставляют следы на скелетах, поэтому эти патогенные микроорганизмы было трудно обнаружить в окаменелостях. Группа бактериологов разработала метод для обнаружения фрагментов древней ДНК у болезнетворных бактерий. По зубам они смогли реконструировать восемь геномов вируса. 5500-летний зуб пастуха из России имел ранний штамм сальмонеллы, который заразил широкий спектр животных.

Когда исследователи сортировали эти геномы в генеалогическое древо для сальмонелл, они обнаружили, что все шесть геномов от древних фермеров и скотоводов попали в одну группу. Но два генома попали в другие группы, в том числе один со штаммами, которые вызывают выкидыши у лошадей и овец.

Штаммы, заражающие фермеров, живших от 5500 до 1600 лет назад, включают в себя прародителя паратифа С. Этот штамм вызывает смертельную форму кишечной лихорадки, аналогичную брюшному тифу сегодня.

Исследователи не знают, от какого животного заразился человек, но это были не свиньи. Древние люди изначально получили более мягкую форму болезни, которая заразила их домашний скот. Это исследование может помочь узнать больше о том, когда и почему патогены переходят от одного вида к другому, учитывая нынешнюю вспышку коронавируса.