Буйные квазары, подобные цунами, могут разорвать галактику-хозяина

Сверхмассивная черная дыра лежит в основе почти каждой галактики во Вселенной. Она поглощает материю и излучает большое количество радиации.

Самые прожорливые дыры называются квазарами. Если смотреть на них через телескоп, большинство выглядят как яркие звезды.
По результатам новых исследований, квазары препятствуют тому, чтобы самые большие галактики увеличивались в объеме. Квазары – яркие звездные объекты, которые черные дыры подталкивают на активные действия. Они в миллиард раз массивнее нашего Солнца. Своей загадочностью квазары очаровали астрономов с момента их открытия полвека назад.

Астрономы утверждают, что квазары способны разрывать своих галактик-хозяев. Команда при помощи телескопа Хаббла наблюдала такое событие несколько раз. Ветер и газ, вытекающие из квазара, могут разгоняться до скорости более 64 млн км/ч, а температура нагреваться до миллиардов градусов.

В одном таком тематическом исследовании, которое длилось три года, сила оттока набирала скорость от почти 69 млн км/ч до примерно 74 млн км/ч. Согласно исследованию, это был самый быстрый ветер, когда-либо обнаруживаемый в космосе. Ученые считают, что такой отток от квазара может нанести значительный ущерб его галактике-хозяину. Он способен опустошить диск галактики «как цунами», когда звездообразующий материал вылетает глубоко в космос.

Только один квазарный поток может вытолкнуть сотни таких звездных «строительных блоков» в межгалактическое пространство. По мнению ученых, это предотвратит формирование новых звезд. Вопрос, почему большие галактики внезапно перестают расширяться и расти после определенного момента, озадачивал ученых.

Исследование помогло выявить, что штормовые лучи могут задерживать образование новых звезд в больших галактиках.
Теоретики и наблюдатели на протяжении десятилетий знали, что существует какой-то физический процесс, который останавливает звездообразование в массивных галактиках, но природа этого процесса была загадкой.

Потоки, которые наблюдали астрономы, решают многие нерешенные проблемы в эволюции галактик. Команда экспертов надеется, что дальнейшее изучение этих квазаровых потоков поможет объяснить поведение самых «энергетических» объектов Вселенной, обладающих такой властью над целыми галактиками.