Миссия NASA Europa Clipper попытается раскрыть тайну странных водяных шлейфов на луне Юпитера

Несколько лет тому назад космический телескоп Хаббл увидел слабый поток материала на южном полюсе луны Юпитера Европе.

С тех пор на луне появляются слабые проблески перьев. Это говорит о том, что материал из ее ледяного внутреннего океана может лететь в космос. В новом исследовании ученые попытались разобраться в происходящем. За тем, что происходит на луне, наблюдал аппарат «Галилео». Позже Европу посетили космические корабли NASA «Вояджер» и «Новые горизонты».

Ученым удалось отследить признаки того, что изверженный материал упал обратно на поверхность. Сами шлейфы могут помочь раскрыть информацию об океане, спрятанном глубоко подо льдом. На первый взгляд Европа выглядит довольно непримечательным, серо-белым миром со следами красных пятен. Вся луна покрыта льдом, скрывая океан под ним. Этот океан может стать убежищем для жизни, особенно если во льду есть вентиляционные отверстия.

С 2012 года Хаббл обнаружил несколько признаков взрывной активности, когда Луна прошла между Землей и Юпитером.
Европа не первая луна, у которой есть взрывные перья. Луна Сатурна Энцелад хорошо известна тем, что извергает материал из расщелины на южном полюсе под названием «полоса тигра».

Когда миссия NASA Europa Clipper прибудет на Луну в 2030-х годах, накопится больше данных о шлейфах. На космическом корабле будет специальная аппаратура. Она соберет газы вокруг Луны и анализирует любой материал шлейфа, который может быть выпущен в космос. Clipper будет нести цифровую камеру, чувствительную к ультрафиолетовым длинам волн.

Он сможет обнаружить следы выброса материала в космос. По мере того, как нижний слой поверхностного льда нагревается приливными взаимодействиями между Юпитером и Европой, поверхность изгибается. В результате этого появляются трещины. Лед наверху ослабевает, а корка прогибается и тонет, образуя крупные глыбы льда.

По словам исследователей, это дает возможность жидкой воде попасть на поверхность в течение коротких периодов времени. Она может испаряться, образуя струи замороженных кристаллов водяного пара. Clipper планирует провести успешную охоту за деятельностью шлейфа. А пока шлейфы остаются загадкой.