Синий акварельный краситель, используемый средневековыми художниками, был редкостью и стоил очень дорого.
Команда исследователей определила молекулярную структуру фолиума. Так называется акварельный краситель, который использовался не только художниками, он был популярен и у издателей книг. Группа изучила практически все известные рецепты из древних рукописей для получения красителя. И только после этого были использованы современные методы для определения молекулярной структуры красителя.
Примерно 1000 лет назад в Европе, художники, издатели книг и другие использовали синий акварельный краситель под названием фолиум для украшения картин и других бумажных публикаций. В течение ХII ХV веков мастера подробно описывали процесс создания красителя. В своей работе исследователи воссоздали усилия древних ремесленников, строго следуя инструкциям, которые дошли до наших времен.
В древних рукописях сообщалось, что краситель был изготовлен из ягод дикорастущего растения. Оно небольшое, серовато-зеленого цвета с серебристыми волосками на листьях. Ботаникам удалось найти его. Оно растет рядом с дорогами и с фермерскими полями недалеко от города Монсараз в Португалии. Затем команда следовала остальным инструкциям о том, как лучше всего собирать ягоды и когда.
Исследователи учились, как аккуратно извлечь пигмент из ягод. Кстати, краску нужно готовить осенью. Приготовленную краску высушивали. Ею пропитывали ткань. Если нужен был краситель, кусок ткани отрывали и поливали водой. С образцами красителя на руках ученые использовали современные методы исследования состава краски. С помощью этих методов они определили молекулу, полученную из алкалоида гермидина. Они назвали это хрозофоридином.
Исследователи говорят, что полное понимание молекулярного состава красителя поможет сохранить традиции, пришедшие из древних веков.