Модель получила индекс ВАЗ-21045 и запомнилась публике рядом интересных доработок по сравнению с обычной «четвёркой».
В конце 90х годов прошлого века тольяттинские мастера приняли решение подготовить к выпуску пробную партию своих необычных универсалов ВАЗ-2104. Классическая «четвёрка» к тому моменту прочно вошла в обиход россиян, потому новая модификация наверняка имела бы все шансы на успех, так что реализация проекта много времени не заняла.
Так и вышел в свет дизельный ВАЗ-21045 – 1999 год стал для него моментом «рождения», причём интересно, что на этом конструкторы не остановились, рассчитывая через пару лет представить публике своеобразный «рестайлинг» модели, выполненный на усовершенствованных агрегатах от Bosch.
Но этим планам на стыке эпох не суждено было сбыться, потому ВАЗ-21045 остался в том виде, в котором его изначально и задумывали. Под капотом дизельного универсала располагался двигатель ВАЗ-341, который специально для проекта разрабатывала компания «Барнаултрансмаш». С объёмом в полтора литра мотор выдавал 50 «лошадок», которых хватало «вагону» для комфортной езды даже по лёгкому бездорожью.
Тяговитый дизель агрегатировался с ТНВД Bosch, а из других доработок выделить тут стоит дополнительную «шумку» моторного отсека, уменьшенную головную пару, видоизмененную выхлопную систему, а также функцию подогрева топливного фильтра ВАЗ-21045, кнопка которой расположилась прямо на панели управления.
Этот мелкосерийный «таз» мог бы «радовать глаз» даже сейчас, в 2020 году, однако проект прикрыли спустя 5 лет после старта, а оставшиеся 500 дизельных силовых установок с ВАЗ-21045 пригодились для нового концепта – ВАЗ-21055.