Одним из решений обеспечения безопасности пешеходов в мегаполисах и небольших населенных пунктах является использование пешеходных ограждений. Их установка в большинстве случаев является обязательной и регламентируется определенными ГОСТами. Различают ограничивающие и удерживающие пешеходные ограждения https://rid-road.ru/catalog/peshehodnye-ograzhdeniya/. Разберемся, чем они отличаются.
Задача ограничивающих ограждений - организовать безопасное движение пешеходов в городе, предотвратить их выход на проезжую часть в неположенном месте и т.п. В зависимости от конкретной функции выделяют три вида подобных ограждений: направляющие, защитные и предупреждающие.
Задача удерживающих ограждений - обеспечить нахождение человека в пешеходной зоне в наиболее опасных местах, исключить его падение с высоты, не допустить выход на угрожающие здоровью и жизни участки. Согласно месту установки, удерживающие пешеходные ограждения подразделяют на две группы: дорожные и мостовые. Дорожные ограждения устанавливаются вдоль обочин с высотой насыпи более 1 метра. Мостовые ограждения обязательны к установке на краю пешеходной зоны мостовых сооружений и в надземных переходах над автомобильными и железными дорогами.
Самыми популярными пешеходными ограждениями являются перильные, в том числе и на мостовых сооружениях. Широкая разновидность этого вида ограждений позволяет выбрать наиболее бюджетный вариант, гарантирующий безопасность и соответствующий всем требованиям нормативных документов.
Конструкция перильных ограждений включает в себя вертикальные стойки, перила, элементы заполнения или сетки. Мостовые удерживающие ограждения различаются по материалу изготовления, конфигурации конструкции, форме поперечного сечения, способу крепления на мостовом полотне.
В качестве материала изготовления используются сталь, металлические сплавы и композиционные материалы.
Металлические ограждения имеют прямоугольную форму поперечного сечения и прямую конструкцию. Их крепления на мостовом полотне осуществляется на металлический цоколь. Обязательно применяется защитное покрытие: горячее цинкование или эмаль. В случае композита форма поперечного сечения может быть прямоугольной или квадратной, используется прямая или выпуклая конструкция. Композитные ограждения крепятся на композитные фитинги и не требуют защитных покрытий.
На практике наиболее распространены перильные ограждения из прокатного металла. Для упрощения работы по изготовлению в них используется простой рисунок заполнения путем сварного соединения элементов. Удерживающая способность всех элементов и узлов конструкции должна соответствовать требованиям СП 35.13330-2011. Высота ограждений должна быть не менее 1,1 метра.
Важным моментом металлических ограждений является надежное антикоррозионное покрытие. Требования к толщине цинкового покрытия при горячей оцинковке для основных деталей составляет не менее 80 мкм, для крепежных - 30 мкм; при цинковании термическим нанесением - не менее 120 мкм и 60 мкм соответственно.
В качестве композиционного материала для перильных ограждений используется стеклопластик и базальтопластик. Характеристики данных материалов обладают необходимой удерживающей способностью, значение которой, согласно ГОСТ Р 52289-2019, должна быть не менее 1,27 кН. Специальная технология позволяет получить композитный материал устойчивый к влаге, ультрафиолету и агрессивным химическим соединениям. Покраска материала с внесением пигмента в состав связующего гарантирует сохранность его внешнего вида на протяжении от 30 лет.
Срок безремонтной службы композитных перильных ограждений на 20 лет превышает аналогичный показатель для металлических ограждений и составляет не менее 30 лет. Также вес композитных ограждений в среднем на 12 кг легче ограждений из металла, что снижает их нагрузку на мостовое полотно. Таким образом, удерживающие перильные ограждения из композиционного материала являются перспективной альтернативой металлическим аналогам.