Глобальные фондовые индексы понесли одни из своих самых больших однодневных падений в истории. Что на самом деле произошло и когда закончится этот беспорядок.
Красный цвет покрыл экраны фондовых площадок в Азии, Европе и Соединенных Штатах в понедельник, 9 марта. Он стал самым худшим торговым днем после финансового кризиса 2008 года, когда DOW потерпел самое большое падение в истории. Крах, который теперь называется «Черный понедельник», стал кульминацией рыночных волнений, связанных с COVID-19, и быстрым снижением цен на нефть.
Чувство относительного спокойствия вернулось на энергетические рынки на следующий день. Представители Организации стран-экспортеров нефти, а также России, Казахстана, Омана, Мексики и полдюжины других нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, встретились обсудить глобальную нефтяную ситуацию на фоне новых опасений, связанных с коронавирусом, в связи с замедлением мировой экономики.
В провале переговоров обвинили Владимира Путина. Падение цен стало результатом того, что российский президент «бросил» наследного принца Мохаммеда бен Салмана и саудовцев, «чтобы начать войну с американской индустрией сланцевой нефти».
Конечно, расстраивать Саудовскую Аравию может быть рискованно, но на данный момент это стратегия России.
Россия, как отмечает Данилов, не несет ответственности за «подрыв» или «разрушение» чего-либо в отношении мировых нефтяных рынков. В понедельник, 9 марта, Министерство финансов России сообщило, что государственный фонд накопил достаточно ликвидности в виде 150 млрд долларов, чтобы компенсировать снижение государственных доходов от нефти. И это даже если цены оставались бы на уровне 25-30 долларов в течение десятилетия.
По словам Данилова, Россия выглядит как модель финансовой стабильности с бездефицитным бюджетом, плавающим обменным курсом и доходами от нефти и газа в процентном отношении к доходам бюджета в 40,8%. Россия, естественно, не останется полностью невредимой, но ее перспективы лучше, чем у большинства ОПЕК.
Данилов предполагает, что вполне возможно, что заинтересованные стороны найдут выход из нынешнего кризиса на следующем заседании Совместного технического комитета ОПЕК. Россия, в отличие от ее партнеров, «вполне способна пережить период турбулентности на финансовых рынках, даже если он окажется длительным».